Экспертный совет по региональным печатным СМИ обсудил актуальные вопросы отрасли

Почта России представила региональным издателям собственный подписной каталог

10 сентября в Туле прошло заседание Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России. Это объединение еще очень молодое, ему только-только исполнился год, но специалисты уже отмечают эффективность его работы.

Почта России представила региональным издателям собственный подписной каталог
Фото: russianpost.ru

В заседании Экспертного совета приняли участие заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин, председатель правительства Тульской области Юрий Андрианов, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков. Приехали 22 главных редактора региональных изданий, причем не только из близлежащих городов, но даже из Хабаровска и из Красноярска.

Участники заседания обсудили критерии социально значимых СМИ, которые в перспективе должны иметь преимущества при получении государственных льгот, проведение подписной компании на первое полугодие 2016 года, систему розничного распространения печатных изданий, а также работу собственного подписного агентства Почты России. Особое внимание было уделено вопросу подготовки профессиональных кадров для медиаиндустрии.

"МК" собрал мнения региональных издателей и участников заседания о результатах встречи.

Участники отметили, что изменилась тональность совета. Если раньше он напоминал, скорее, собрание успешных медиаменеджеров, то теперь присутствующие обсуждали серьезнейшие вопросы отрасли. Впрочем, несмотря на остроту полемики, общение в общем и целом было неформальным.

Заместитель генерального директора Почты Россия по почтовому бизнесу Инесса Галактионова сделала презентацию о мерах, предпринятых почтовиками, для совершенствования качества доставки подписных изданий. Это и глобальные решения, и точечные меры в регионах. Среди них: повышение качества работы на всех уровнях: от филиала и почтамта до почтового отделения, повышение мотивации операторов и почтальонов, регулярные встречи с издателями, непосредственный диалог с подписчиками, дополнительные программы обучения почтальонов, а также другие активности в период подписных кампаний.

Есть уже первые результаты: количество претензий от подписчиков на качество доставки в первом полугодии 2015 года снизилось на 23% к аналогичному периоду прошлого года.

Инесса Галактионова также представила собравшимся собственный подписной каталог предприятия. Оформить подписку по нему можно во всех почтовых отделениях уже в текущую подписную кампанию - на первое полугодие 2016 года.

В настоящий момент в каталоге Почты России представлено около 100 газет и журналов, среди которых «Российская газета», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Собеседник», а также издания ИД «Московский комсомолец». Список изданий планируется расширять, в том числе благодаря включению в него региональных изданий.

Напомним, что в рамках подписной кампании на первое полугодие 2016 года Почта России сохранит стоимость доставки изданий на уровне второго полугодия 2015 года, а также предоставит все скидки для населения и издателей. Федеральным СМИ, с тиражом от 220 тысяч, и региональным СМИ, с тиражом от 5 тысяч экземпляров, Почта России предоставит 17%-ную скидку на доставку подписных изданий. При этом все издательства районных СМИ, независимо от тиража, получат скидку в размере 25%.

- Мы понимаем, насколько важны печатные СМИ для наших граждан, они традиционно являются одним из главных источников информации, особенно для жителей регионов, — отметила заместитель генерального директора Почты России по почтовому бизнесу Инесса Галактионова. - Поэтому для Почты России крайне важно оказывать поддержку институту подписки, не только предоставляя скидки для издательств и населения, но и постоянно повышая качество предоставляемых услуг, внедряя новые услуги и сервисы, такие, как собственное подписное агентство или распространение газет в розницу.

- Было запущено собственное подписное агентство Почты России в дополнение к уже существующим на рынке. Почта выполняет свои обязательства организовать процедуру подписки без посредников. Мы надеемся, что это сыграет свою роль в поддержке отечественных СМИ, - сказал Алексей Волин в ходе заседания.

- Много лет издатели буквально кричали: уберите посредников, мы хотим работать напрямую. И это случилось! Собственное подписное агентство Почты России очень интересно прежде всего изданиям, которые выходят на федеральный рынок, - говорит главный редактор «Социальной газеты» (Самара) Татьяна Мельникова. - Мы не выходим за пределы Самарского региона. Поэтому и так работаем сегодня напрямую с Почтой, без посредников. В нынешних условиях возможность работать без агентского вознаграждения - это огромное благо. Местные работники Почты прекрасно знают наше издание и способны очень быстро работать без посредников.

Заместитель председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Вячеслав Керов констатирует: рынок подписки в России переживает сейчас сложные времена. Создание собственного подписного агентства Почтой России – это революционный шаг, который, несомненно, повлияет на ситуацию с подпиской в стране. "Ранее было 3 подписных каталога, присутствующих в отделениях почтовой связи, - говорит специалист. - Начиная с сентября 2015 года их стало 4, то есть существующие подписчики на газеты и журналы будут теперь перераспределяться на четыре каталога".

Впрочем, для потенциального подписчика важно не количество каталогов, а конечная подписная цена.

- К собственному подписному агентству Почты России я отношусь положительно, потому что хорошо помню времена, когда Почта проводила подписку безо всяких посредников, сама издавала каталоги, - говорит главный редактор газеты «Наше время» (Ростов-на-Дону) Вера Южанская. - Процесс был оперативным и прозрачным. Потом, когда началось реформирование отрасли в 2000-е годы, возникли подписные агентства. По сути - это посреднические структуры, ничего другого.

Если Почта начнет вытеснять с рынка посредников, это пойдет на пользу потребителям, считает Вера Южанская Ничего сложного в издании каталогов нет. И, безусловно, это нововведение укрепит институт подписки.

- Новое руководство Почты изменило отношение к издателям, к нашему сообществу в целом. Почта вникла в ситуацию. Ее руководство понимает, что отрасль очень сильно падает. Почта сделала благое дело, заморозив тарифы. Эта мера позволила редакциям добиться стабильности. Многие смогут поправить свои дела, - уверена Татьяна Мельникова.

- Решение заморозить тарифы я, конечно, поддерживаю, оно не может не радовать, - продолжает Вера Южанская. - Остановка роста цен поможет стабилизировать рынок.

- Я только могу приветствовать такое решение руководства Почты России, - говорит Вячеслав Керов. - Хотелось бы, чтобы на 2-е полугодие 2016 года существующие тарифы на подписку не изменялись, а скидки только увеличивались, чтобы конечная подписная цена была приемлема для потенциальных подписчиков. Я понимаю, что это составляет существенные затраты для Почты России, поэтому ценю их усилия вдвойне. Безусловно, дополнительные скидки и другие преференции помогут социально значимым изданиям, как минимум сохранить своих подписчиков, а может быть и увеличить их число, предлагая им более интересные условия подписки.

Можно ли рассчитывать, что тиражи благодаря замороженным тарифам в ближайшее время поднимутся? - спросил "МК" у начальника отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России Екатерины Часовской:

- Мы понимаем, что поднять тиражи в современных экономических условиях достаточно тяжело. Бумага дорожает, идут сокращения штата в организациях, оптимизация внутри редакций, сокращается полосность изданий. Но, между прочим, Почта России поставила перед собой амбициозную цель - не просто удержать подписку на прежнем уровне, но и увеличить тиражи на 0,5%. Получится у них - будет очень хорошо, ведь в среднем падение подписки сейчас составляет 5-7%. Я, к примеру, подписываюсь на издания, которые мне интересны, на издания для души. А новости политики и экономики смотрю на просторах Сети.

На заседании обсуждалось еще несколько вопросов. Один из них - его смело можно назвать знаковым - касался социально значимых изданий. Напомним, что для признания СМИ социально значимым нужно подать заявление в Минкомсвязи. Но, наверное, не все издатели знают об этом порядке: из 15 тысяч действующих средств массовой информации в министерство обратилось всего 500. А ведь термин "социально значимое издание" не просто звучит гордо - таким СМИ положена 15-процентная скидка от Почты России во время Декад подписки. Впрочем, сделать это еще не поздно - главное успеть до 1 октября.

- По моим ощущениям, ограничивать количество социально значимых изданий никто не будет, - полагает Софья Дубинская. - Кто заслуживает преференций, тот их и получит. Инесса Галактионова сказала, что Почта будем делать все, что в ее силах. Отмечу, что молодой менеджмент на Почте России очень старается сделать так, чтобы почтовики на "нижнем" уровне начали рассуждать по-другому.

В ходе заседания участники запланировали проведение второго общероссийского совещания руководителей региональных СМИ, которое состоится в ноябре 2015 года в Ялте.

СПРАВКА "МК". Экспертный совет по региональным средствам массовой информации создан при Минкомсвязи России в сентябре 2014 года для определения успешных экономических моделей и распространения успешного опыта региональных изданий. Он готовит рекомендации по повышению эффективности средств массовой информации, выстраиванию отношений с госорганами, анализирует действующее законодательство о налогах и сборах применительно к СМИ.

В совет входят 30 представителей отрасли: руководители крупнейших региональных СМИ и издательств, а также различных ассоциаций и организаций. Председателем совета является исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России Софья Дубинская.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру