Генетикам для идентификации останков Моны Лизы нужны ее потомки

Российский ученый описал круг проблем, которые могут возникнуть при работе с останками предполагаемой натурщицы Леонардо да Винчи

Исследователи из Италии заявили об обнаружении костей Лизы Герардини, чей образ, предположительно, был увековечен знаменитым художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, сообщает Reuters. Останки, как предполагается, известной всему миру флорентийки были найдены в склепе семьи Джокондо, хотя ранее поиски велись в итальянском монастыре, где, как считается, женщина провела свои последние дни.

Отмечается, что по найденным костным фрагментам нельзя установить, действительно ли они принадлежат жене торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, которая считается натурщицей да Винчи: современные технологии не позволяют провести достоверную пробу. Более того, радиоуглеродный анализ показал, что из найденных фрагментов только ряд костей датируется XVI веком — когда и жила Герардини.

Глава Национального комитета Италии по продвижению исторического и культурного наследия Сильвано Винчете выразил уверенность, что кости принадлежат именно Моне Лизе. «Если вы спросите меня, что я лично, субъективно думаю и чувствую, то я бы сказал, что мы нашли ее». «Я сделал все возможное, потому что я верю в это, — также подчеркнул ученый, — и эти результаты для меня являются наиболее удовлетворяющими».

Однако не все эксперты выражают твердую уверенность в принадлежности останков. Профессор антропологии в Университете Болоньи Джорджио Группиони считает, что на основе чисто научных данных шансы найти Мону Лизу, конечно, невысоки. Да и вообще, едва ли разгадка этой тайны ответит на вопрос, кто позировал Леонардо да Винчи.

В чем же тогда вообще смысл этой находки? На вопросы «МК» ответили эксперты. Так, президент Пушкинского музея Ирина АНТОНОВА прокомментировала для «МК» новость о возможном обнаружении останков Моны Лизы эмоционально и категорично:

— Я не знаю, что они нашли, но, главное, я не понимаю зачем. Зачем искать эти кости? Это не имеет отношения ни к искусству, ни к «Моне Лизе», ни к Леонардо да Винчи. Это интересы, лежащие вне культуры. Гробокопательство — это чудовищно! Ценность картины эти изыскания никак не изменят.

А старший научный сотрудник Института общей генетики РАН Евгений ТЕТУШКИН более спокоен:

— Скажите, можно ли сейчас идентифицировать кости, найденные в семейном склепе, принадлежащем роду Герардини?

— Вряд ли. С одной стороны, ДНК при определенных условиях хранения может сохраняться в течение 6 миллионов лет. Но, как правило, этому способствует нахождение объекта исследования в вечной мерзлоте или в мумифицированном состоянии.

— Но в данном случае мы имеем объекты хранения в итальянском склепе, которым несколько сот лет.

— Обычно у таких объектов сохранность бывает очень хорошая, но факт с подтоплением склепа не вселяет особой надежды на получение хороших образцов. Даже если подтопленными оказались кости потомков предполагаемой Моны Лизы, а ее бедренная и берцовая кости более-менее сохранились, ДНК в них тоже скорее всего разрушена бактериями. Иногда ученые находят мамонтов с разрушенной ДНК, но не совсем, а как будто разбитую на крупные фрагменты. По ним определяют родство мамонтов с аналогичными кусками ДНК слонов. Но кто в случае с предполагаемыми древними останками Моны Лизы может сыграть роль контрольных «слонов», то есть ее потомков? Только если найдутся ныне живущие представители женского рода.

— Почему именно женского?

— Чтобы сравнить митохондриальную ДНК, которая заведомо передается по женской линии. Она хорошо сохраняется, потому что митохондрий много в клетках.

— А по бедренной кости можно сказать, мужчине она принадлежала или женщине?

— Есть в них молекулярные маркеры пола, которые используют в судебной медицине. Но иногда определяют и по внешнему виду — чаще это делают, когда есть череп и какие-то другие части. По одной кости даже опытный антрополог не сможет стопроцентно определить половую принадлежность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26922 от 26 сентября 2015