Эксперты медиаотрасли: "Почта активно пытается снижать и стабилизировать цены на подписку. Это отчетливо видно"

На конференции "Рынок печатных и электронных СМИ России" профессионалы обсудили развитие медиабизнеса

О текущих вопросах российских средств массовой информации на конференции, организованной Ассоциацией распространителей печатной продукции, говорили издатели, распространители, эксперты и почтовики.

На конференции "Рынок печатных и электронных СМИ России" профессионалы обсудили развитие медиабизнеса

В названии медиаконференциии (к слову, уже 29-й по счету) отразились, пожалуй, самые актуальные тренды издательской отрасли: "Рынок печатных и электронных СМИ России-2016: преодоление кризиса, сохранение и развитие медиабизнеса".

Открывая конференцию, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин заметил, что рынок прессы переживает непростые времена, о чём свидетельствует ухудшение экономики издательского и дистрибуторского бизнесов, уменьшение численности изданий, сокращение киоскового парка, ограничение доступа россиян к каналам приобретения газет и журналов. Он призвал участников конференции сконцентрировать усилия на коллективном поиске антикризисных мер, на выработке предложений по безусловному выполнению поручений Президента РФ, направленных на поддержку медийной отрасли.

С докладом "Рынок печатных и электронных СМИ Россия 2016: преодоление кризиса, сохранение и развитие медиабизнеса" выступил президент Ассоциации распространителей печатной продукции Дмитрий Мартынов. Он привел примеры как отрицательного, так и конструктивного взаимодействия региональных властей и дистрибьюторов прессы. Наиболее успешный опыт дистрибуции прессы в России через киоски накоплен в Липецкой области и городе Липецке, где местные власти оказывают косвенную помощь отрасли, проводя социальные акции, направленные на поддержку чтения. Для киосков и павильонов прессы в Воронеже и Воронежской области установлена нулевая арендная ставка. Киоскам прессы разрешено торговать безалкогольными напитками. Региональная администрация разработала перспективный план развития сетей розничного распространения прессы на 1 год, 3 и 5 лет. Местные власти Брянская область сняли все ограничения по ассортименту с киосков со специализацией "Печать", тем самым укрепив экономику данных объектов.

Одной из ключевых тем конференции стала подписка. На эту тему прозвучал не один доклад. Является ли подписка на прессу исключительно коммерческой услугой? Отнюдь, в первую голову это - одна из ключевых социальных функций Почты России. И замораживание всех тарифов на доставку подписки в текущую подписную кампанию, и запуск собственного подписного агентства, и проведение Всероссийских декад подписки с предоставлением значительных скидок читателям, и сохранение всех скидок издателям, только подтверждают это.

Напомним, в 2014 году государство единовременно и полностью отменило субсидии Почте России на подписку, в связи с чем предприятие было вынуждено поднять тарифы на доставку подписных изданий на 2-е полугодие 2014 года до нулевого уровня рентабельности в 1-й и 2-й тарифных зонах, сохранив убыточность тарифов в 3-5-й тарифных зонах

- Сейчас Почта принимает значительные меры для поддержки как издателей, так и подписчиков. В частности, во время подписной кампании на первое полугодие 2016 года тарифы на магистральную перевозку печатной продукции, на прием, обработку и доставку подписки были оставлены без изменения, на уровне тарифов подписной кампании на второе полугодие 2015 года, - отметил руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг блока почтового бизнеса Почты России Михаил Казаков

Кроме того, оставлены в силе традиционные 17%-е скидки на действующий тариф на прием, обработку и доставку подписки для федеральных СМИ с тиражом от 220 тысяч экземпляров и региональных СМИ с тиражом от 5 тысяч экземпляров. Все районные издания, вне зависимости от тиража, получили тарифную скидку в размере 25%. Всего на обеспечение скидок для издательств и населения в рамках подписной кампании на первое полугодие 2016 года Почта России направила около 700 млн рублей.

Напомним, что в стартовавшую подписную кампанию Почта России предложила подписчикам собственный подписной каталог, в котором представлена сотня популярных изданий: "Коммерсантъ", "Российская газета", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Собеседник" и другие. Список изданий подписного каталога Почты России в дальнейшем будет расширяться. Особенностью собственного подписного агентства Почты России стал перевод большей части работы с сотрудничающими с ним издателями в онлайн-формат, что подразумевает автоматический расчет тарифов, оперативную работу с обращениями и быстрое получение аналитической информации. Тестируется сервис, позволяющий оформить подписку через интернет. Его рабочую версию планируется запустить в конце 2015-го - начале 2016 года.

Вторым важным вопросом конференции стало розничное распространение изданий. Руководитель Департамента розничных товаров Почты России Дмитрий Усанов выступил с докладом "Результаты продаж газетно-журнальной продукции за 8 месяцев, прогноз до конца года. Дальнейшие шаги в 2016 году".

- Почта России - не розничная сеть, а национальный почтовый оператор. И его главная задача - оказание населению почтовых услуг, - подчеркнул Дмитрий Усанов. - Почта России обладает самой крупной филиальной сетью в стране - 42 тыс. почтовых отделений. Ежедневно их посещают 2,5 млн человек.

Не секрет, что многие отделения расположены в населенных пунктах, где поблизости нет других объектов распространения прессы (киосков, супермаркетов). Поэтому у издателя есть уникальная возможность через распространение в отделениях Почты России обеспечить доступ к прессе читателей, как в крупных городах, так и в сельской местности.

Почта России реализует масштабный проект по поддержке российских печатных СМИ с помощью почтовой розницы. В рамках проекта для каждого региона закреплен список изданий, которые выкладываются в почтовых отделениях на барьерных стойках - максимально доступных для потребителей местах. Приоритет отдан общественно-политическим СМИ, имеющим большое значение для информирования населения о событиях в стране и регионе.

- Для поддержки продаж региональной прессы Почта России организует совместный проект с Альянсом руководителей региональных СМИ России, - сообщил Усанов. - В его рамках будет происходить мониторинг качества выкладки и результатов продаж региональной прессы. В первую очередь - в рамках проекта по выкладке продукции региональных издателей на барьерах почтовых отделений. Первоначально проект реализуется в 10 пилотных регионах. Цель проекта - создание технологической матрицы, позволяющей успешно работать с региональными издателями в области продажи прессы в почтовых отделениях.

Кстати, благодаря реализации проекта за первые семь месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом 2014-го объем продаж газет и журналов в почтовых отделениях России вырос на 6% и продолжает стремительно расти. В июне 2015 года, по сравнению с июнем прошлого года, объем продаж вырос на 19%, в июле - на 18,8%.

При этом, по данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в киосковых сетях каждый год происходит падение продаж на 6-7%. Получается, что для издателей распространение прессы в почтовых отделениях - возможность обеспечить дополнительную выручку и поддержку тиражей своих газет и журналов.

Приехать на конференцию в силу занятости смогли не все заинтересованные представители медиаотрасли, что, впрочем, не помешало им поделиться насущными вопросами в видеообращениях к участникам события.

Большой интерес у участников конференции вызвало видеоинтервью главного редактора газеты «Московский комсомолец», председателя Союза журналистов Москва Павла Гусева "Рынку печатных СМИ России необходимы антикризисная программа и системная работа по спасению". В своем послании к участникам конференции он сообщил:

- Я проанализировал все, что происходит с традиционными средствами массовой информации, особенно с печатными. И мне стало совершенно ясно, что не может просто так государственная машина делать все, чтобы пресса ушла в небытие. Говорят, что интернет как средство массовой коммуникации якобы вытесняет традиционные средства массовой информации. Хотя на самом деле средства массовой информации достаточно точно несут информацию, достаточно точно ее оценивают, особенно в регионах (а их зарегистрировано больше 40 тысяч). Так вот. Когда говорят, что интернет уничтожает печатные СМИ, это - абсолютная ложь. Сейчас мы имеем достаточно убедительную и точную картину: люди, уходящие из печатных СМИ в интернет, идут в социальные сети, в живой журнал, да куда угодно, потому что пространство интернета - величайшее пространство. Там столько интересного, что всего лишь 17% пользователей использует интернет в поисках онлайн-СМИ - таких как kommersant.ru, kp.ru, mk.ru, lenta.ru, rbc.ru и другие.

А теперь давайте посчитаем. Если количество активных пользователей интернета в России составляет 60 миллионов человек, то 17% читателей СМИ - всего лишь около 10 миллионов человек. Неутешительная цифра.

Павел Гусев отметил и изменение во взаимодействии с почтовым ведомством: "У нас сейчас хороший баланс отношений с Почтой России. Почта России создала свой подписной каталог, пошла на конкуренцию с различными подписными агентствами, которые очень сильно накручивали деньги. Почта активно пытается снижать и стабилизировать цены на подписку. Это видно отчетливо и хорошо".

Оценки нынешнего состояния медийной отрасли в видеоинтервью "Газетный киоск - часть фундамента гражданского общества" представил первый заместитель председателя Комитета Государственная Дума РФ РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи и по совместительству журналист Андрей Туманов.

Он тоже отметил, что именно печатные средства массовой информации составляют важную часть нашей жизни: "Газеты, журналы, киоски - это кусочки фундамента гражданского общества. Не будет их - не будет гражданского общества".

Президент Союза издателей Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев как основную обозначил проблему "упаднического состояния рекламного рынка". А заместитель начальника Управления периодической печати и книгоиздательской деятельности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий в своем видеообращении к участникам конференции сообщил, что не в последнюю очередь "к отрицательным последствиям для читателей и издателей ведет рост накладных расходов по производству периодической печатной продукции - на бумагу, полиграфические услуги".

Сразу несколько экспертов, в числе которых Павел Гусев и Сергей Моисеев, обратили внимание на необоснованное закрытие киосков. Плюс к тому издателям уже несколько месяцев не удается добиться разрешения на торговлю сигаретами в киосках (без рекламы!). И это - несмотря на то что Президент России Владимир Путин поддержал эту инициативу.

В завершение второго дня работы конференции прошел круглый стол по теме "Есть ли будущее у подписки на газеты и журналы в России?", который провели председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы Вячеслав Керов и руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг Почты России Михаил Казаков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру