Школа получит базовый учебник

С многообразием учебных программ скоро покончат

23.10.2015 в 18:06, просмотров: 3329

В подготовлены законопроекты, с принятием которых в образовательный стандарт вернется базовое содержание предметов, а в школы — единые учебники по всем дисциплинам. Эти и другие признаки близкого конца разнообразия подходов к обучению продемонстрировали 23 октября в на круглом столе депутаты Госдумы.

Школа получит базовый учебник

По оценке зампреда думского Комитета по образованию Ирины Мануйловой, сегодня «школам предоставлена избыточная свобода в отношении обязательной части содержания образования». Покончить с этой напастью призваны сразу два законопроекта, внесенные в комитет. Их объединяет возврат основного ядра содержания образования в стандарт, закрепляющий сегодня лишь требования к результатам обучения. И, как следствие, введение единой обязательной части в школьную программу по всем предметам — так называемое «базовое содержание», причем, с указанием часов, отпущенных на его освоение. Главное же, что в соответствии с этой единой программой предполагается создание столь же единых, «базовых» учебников по всем предметам, которые дополнят разве что написанные на их основе пособия для «особых» детей — инвалидов или учащихся профильных классов. Для остальных вся «вариативность» обучения сведется лишь к чтению дополнительной литературы.

Впрочем, это только начало. То же самое должно быть проделано «на всех уровнях образования», — подчеркнула Мануйлова. Короче, здравствуй, «Краткий курс ВКП(б)»!

Представители Минобрнауки попытались было объяснить, что образовательное единство в стране и без того обеспечивается сегодня много чем. Например, единством процедур аккредитации и лицензирования в сфере образования. Или контролем за содержанием образования посредством исследований результатов обучения детей, введенных в начале для русского языка и математики, а в перспективе и по всем остальным предметам. Но это никого не убедило.

— Базовый учебник должен быть создан. А Минобрауки следует отказаться от технократического подхода к вопросам, вроде количества смен, в которых учатся школьники, а заняться их духовным и нравственным воспитанием, — сформулировал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Щеблыгин.

— Кстати, а кому будет доверен пересмотр стандарта? — задался вопросом автор книг и статей по российской истории Евгений Спицын, — что, той же команде, которая гробила наше образование последние 25 лет? Не надо прятать голову в песок и рассказывать нам про вариативность!

Впрочем, главная проблема, безусловно, кроется в другом. Ее казенной образовательной «базой», как вскоре выяснилось, на дух не приемлют национальные республики России:

— Единство — это не одинаковость и не шаблон в содержании образования, — заявила министр образования Татарстана Гульнара Габдрахманова. — В противном случае это был бы простой возврат к старому стандарту. А как быть с 59 национальными языками республик России? Как быть с вариативностью их программ? Все наши действия по изменению образования должны проводиться очень осторожно. Ведь эта проблема затрагивает все национальные республики России.