Хроника событий Отдых в Турции завершился кошмаром в небе Мемориальные елки, посвященные жертвам катастрофы над Синаем, отнесли на рынок Близкие жертв крушения А321 в Египте потребовали 93 миллиарда компенсации Ранний рейс в Москву запустят в Курумоче Над Балтикой военный самолет приблизился к российскому пассажирскому лайнеру

В России «закрывались» авиакатастрофы, затрагивающие интересы государства или третьих лиц

Эксперт «МК» вспомнил одну из таких трагических аварий двадцатилетней давности, но тут же «забыл»

03.11.2015 в 19:44, просмотров: 44328

После каждой авиакатастрофы общественность с нетерпением ждет итогов расследования и испытывает недоверие, когда официальные лица не дают оперативных комментариев или комментируют противоречиво, а то и вовсе уходят от ответа. Объяснение этому есть: в каждой катастрофе затрагиваются чьи-то экономические и политические интересы. Россияне не верят и ищут свои объяснения, поскольку в истории авиации и страны были случаи, когда трагедии замалчивались «в интересах государства». Об авиакатастрофах, причины которых до конца так и не были установлены, мы поговорили с заслуженным пилотом России, бывшим летным директором авиакомпании «Внуковские авиалинии» Юрием Сытником.

В России «закрывались» авиакатастрофы, затрагивающие интересы государства или третьих лиц
фото: И. Шпагин

- Были катастрофы, которые «закрывались» из-за того, что были затронуты интересы государства или третьих лиц. Поэтому расследование шло по неверному пути и истинная причина скрывалась от общественности и прессы. Это возможно.

- Можете привести один из подобных случаев?

- Например, авиакатастрофа под Хабаровском, которая произошла в 1995 году. Борт взлетел из Южно—Сахалинска, взял курс на Хабаровск. Над материковой частью завалился и разбился в горах. Его долго искали, а когда нашли, никто из комиссии не согласился с истинными причинами, хотя там все было очень четко. Мы, летчики знали, что на самом деле произошло, но нам, как говорится, «вешали лапшу на уши». Подробности я уже «забыл». Если серьезно, то говорить об этом до сих пор нельзя, там были затронуты интересы «больших» людей.

Информация действительно засекречена до сих пор. Мы попытались восстановить картину по разным открытым источникам. По всей видимости, речь идет о катастрофе Ту-154, которая произошла 7 декабря 1995 года в Хабаровском крае. Авиалайнер Ту-154Б-1 Хабаровского объединённого авиаотряда, совершавший рейс KHV 3925/3949 по маршруту Хабаровск—Южно-Сахалинск—Хабаровск—Улан-Удэ—Новосибирск, врезался в гору Бо-Джауса в 274 километрах от Хабаровска, в результате чего погибли 98 человек (90 пассажиров и 8 членов экипажа). Взлетный вес составил 82,6 т. Все в пределах допустимого. Даже взыскательная прокуратура, пристальные эксперты не обнаружили потом никаких нарушений.

Стоянка самолета в Южно-Сахалинске длилась около 2 часов. Самолет был обслужен по оперативной форме, при этом дозаправка топлива не производилась. На борт самолёта сели 90 пассажиров, было загружено 6650 кг багажа и груза, в баках было 15200 кг топлива. Взлетный вес составил 82 600 кг, центровка 25%, что не выходило за установленные ограничения.

В полете у экипажа сложилось решение осуществить несимметричную ручную перекачку топлива для обеспечения приемлемой балансировки по крену. Лайнер занял эшелон FL350 и продолжал полет на этой высоте на скорости 540-550 км/ч. Через минуту экипаж доложил службе УВД Южно-Сахалинска о занятии эшелона и получил указание перейти на связь с ВРЦ УВД Советская Гавань (в 640 км от Хабаровска). В 17:00 экипаж доложил свое место Пролив 5 (точка в море - удаление до береговой черты материка 70 км) и время следующего пункта доклада (17:01 Дагды). После этого сеанса экипаж на связь больше не выходил.

В 17:08:21 рейс 3949 столкнулся со склоном горы Бо-Джауса в перевернутом положении. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.

Расшифровка переговоров:

17:07:00 КВС Внимание, экипаж! Приступить к предпосадочной подготовке. Посадка! Погода в Хабаровске соответствует минимуму. Запасной - Южно-Сахалинск. Посадка с курса 54 градуса. Давление 758, ветер 360, 2 метра в секунду. Температура -13 градусов. Сцепление 055. Особенностей на посадке никаких нет. Пилотирование справа, контролирующее слева. Связь слева.

17:07:33 GPWS КРЕН ВЕЛИК ПРАВЫЙ.

17:07:35 КВС Чего это ты делаешь, а? Убавь!

17:07:36 КВС Держи! Автопилот выключи!

17:07:39 Шт Вижу! Уходит!

17:07:45 КВС Ну что там?

17:07:46 Шт Крен!

17:07:47 КВС Чего, …? Куда!

17:07:48 Шт Крен, крен, крен, крен большой!

17:07:49 Звуковая сигнализация превышения скорости.

17:07:50 Шт Крен велик!

17:07:51 КВС Убавь крен!

17:07:52 Шт Скорость какая?

17:07:53 КВС Т…ю мать! Ну где мы сидим-то?! Первая система!

17:07:55 Шт Да, крен! Крен! Не видишь, что ли?

17:07:57 КВС Куда крен?

17:07:58 Шт Крен не видишь, что ли?

17:08:01 БИ Скорость! Скорость!

17:08:02 Шт Скорость какая?

17:08:03 КВС Крен выправляй! Крен выправляй! Не торопись! Потихоньку, потихоньку!

17:08:06 Сигнал АУАСП (запредельный угол атаки).

17:08:12 КВС Падаем! Падаем!

17:08:14 Шт Высота-а-а-а-а!!!

17:08:20 КВС Всё, ..., всё! ...!

17:08:21 Конец записи.

Среди родственников распространилась версия, будто лайнер «по ошибке» сбит силами ПВО во время учебных пусков. Появлению этой версии способствовало и отсутствие на месте катастрофы тел погибших. Вместо 98 человек собрали... 300 килограммов «биологических фрагментов» — настолько сильным оказался удар самолета о землю.

Военные предоставили документы, из который следовало, что никаких стрельб в этом районе не проводилось. Два параметрических самописца МСРП-64 при ударе лайнера о землю сильно разрушились. Магнитные ленты имели множество разрывов. Более или менее сохранился участок записи, где отражены первые 760 секунд полета. Дальше лента представляет собой небольшие фрагменты, которые, как говорят участники расследования, «расшифровываются врукопашную».

Если в первые, «спокойные», минуты полета речь членов, экипажа вполне узнаваема, то в последние 54 секунды голоса переходят в крик, и временами можно лишь гадать, кому из пилотов принадлежат те или иные фразы.

Глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина заявила, что наиболее вероятная причина катастрофы Ту-154 - трещина в силовой конструкции правого крыла.

Но после тщательного расследования МАК назвал другую «истинную причину» катастрофы - «несимметричная выработка топлива в крыльях». Комиссия установила, что на московском заводе гражданской авиации № 400, где лайнер последний раз проходил капитальный ремонт (в 1991 году), совмещены документы первого и второго испытательных полетов, замечания экипажа по поводу балансировки устранялись с нарушениями требований; оценка самолета после регулировочных работ не проводилась. А в деле ремонта запись замеров оформлена ошибочно: туда вписали данные другого «борта». И все же четыре года самолет летал - до рокового рейса.

Когда мы озвучили эти версии нашему эксперту, он лишь сказал: «Обе не соответствуют действительности».

Авиакатастрофа в Египте. Хроника событий