Почему капитан ФСБ оказался за решеткой после встречи с главным «водочным» чиновником

Росалкогольпровокация

Полгода назад был арестован 31-летний спортсмен-биатлонист, капитан ФСБ Игорь Коробицин. Молодой чекист был «куратором» Росалкогольрегулирования: в его обязанности входило следить в том числе за тем, чтобы в России не было левой водки. Капитан Коробицин считался одним из лучших сотрудников. Он закрывал подпольные спиртзаводы, обрывал каналы поступления фальшивых акцизных марок. Но главное — по его словам, собрал немало компромата на руководителя этого ведомства Игоря Чуяна. Получил «добро» на его разработку от руководства службы. Но за решеткой оказался сам: по версии следствия, вымогал с Чуяна миллион долларов.

В этой истории два главных героя, которых даже зовут одинаково. Один Игорь явно оговаривает другого. Вопрос — кто кого? И кто вообще стоит за всеми «водочными войнами»? «МК» провел собственное расследование и нашел ключевого свидетеля, который согласился рассказать то, чего еще не знает следствие.

Росалкогольпровокация

Спортсмен, биатлонист, чекист

Почему бы для начала не познакомить вас поближе с обоими Игорями? Итак, Игорь Коробицин. Невысокий худощавый парень с прямым взглядом. Родом Игорь из Нефтеюганска, из простой семьи. Отец — спортсмен (ходил в кругосветное путешествие на сделанной собственными руками яхте). Коробицин нигде, кроме ФСБ, не работал.

Имеет:

— безработную жену (в декрете)

— двухлетнего ребенка

— больных родителей-пенсионеров

— двухкомнатную квартиру в Подмосковье, взятую в военную ипотеку

— множественные награды за спортивные и профессиональные достижения

— Мы с Игорем вместе учились в Тюменском юридическом институте, — восьмикратный чемпион мира по биатлону Андрей Маковеев очень волнуется. Видно, как потрясла его вся эта история с ближайшим другом. — Мы с ним пять лет прожили в одной комнате, пока были студентами. Все эти годы мы промотались по соревнованиям, вместе готовились к зачетам. Расскажу вам один случай. На вступительных экзаменах Игорь попросил соседа по парте помочь ему. А педагог решил, что парень списывает у Коробицина, и хотел его выгнать. Игорь встал, сказал, что виноват он и если уж кого выгонять, то его. Члены комиссии сказали: «За то, что ты такой честный, наказывать никого не будем». В этом весь Коробицин.

Когда Коробицина задержали, за него ходатайствовали десятки членов олимпийской сборной по биатлону! Они просили суд (когда ему избирали меру пресечения) оставить его на свободе до выяснения всех обстоятельств. Гарантировали своим честным именем, что он не сбежит и ничего противоправного не сделает. Когда такое было, чтобы спортсмены просили за чекиста?! Но объясняется все просто: Игорь Коробицин действительно профессионально занимался спортом в вузе и не бросил его даже после того, как окончил институт и связал свою жизнь с ФСБ.

— Он же выступал на всех соревнованиях службы, — рассказывает супруга Виктория. — Кто на лыжах? Коробицин! Кто стрелять? Коробицин! Кто в хоккей играть за команду ФСБ? Снова он. Ему нравилось, что переплелись спорт и работа. А еще он очень держался за свою службу, потому что зарплаты в последние годы были достойные. Нам хватало оплачивать военную ипотеку, которую мы взяли. Я это говорю для того, чтобы вы поняли: он бы не рискнул потерять все, что у него есть.

Коробицины живут скромно. В квартирке, которую в ближайшее время у них отберут (Игоря с работы уволили после задержания, а значит, надо возвращать или деньги за военную ипотеку, или жилье), ничего лишнего. Виктория даже продала кое-что из мебели и детскую коляску, потому что надо как-то жить. Ведомственный детский садик ребенку больше не светит, сидеть с ним некому, а значит, Вика не может устроиться на работу.

Игорь Коробицин.

Бог шампанского и покровитель водки

Игорь Чуян будто родился с алкогольной миссией. Сначала работал на Санкт-Петербургском заводе шампанских вин, потом перешел в ФГУП «Росспиртпром» (в июне 2006 г. был назначен генеральным директором), а в 2009-м получил должность руководителя вновь образованной Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Имеет (согласно декларации за 2014 год):

— земельный участок (6000 кв. м)

— недостроенное нежилое помещение (232,4 кв. м)

— квартиру (73 кв. м)

— совместно с женой заработал чуть больше 10 миллионов рублей

Знающие люди над этой декларацией посмеиваются. Вот что имеет Чуян, по мнению Игоря Коробицина (о чем он докладывал в ФСБ). За время трудовой деятельности на доходы, полученные от, предположительно, противоправной деятельности, приобрел:

— земельные участки в Италия

— квартиру в Италии

— 2 дома в Черногории, где его соседом является Михайлов Стас

— самолет с бортовым номером M-Nice

— молочный бизнес в Ленинградской области

— земли сельхозназначения в Псковской области

— спиртовой и водочный бизнес

Но мы-то с вами, дорогие читатели, ориентируемся только на официальные данные.

— Что могу сказать о Чуяне? В первую очередь — что он хороший бизнесмен, — говорит его товарищ, с которым они провели много лет бок о бок. — Сообразительный, шустрый, когда надо — обаятельный и пушистый, когда надо — жесткий и деспотичный. Он не прост, в общем. Я бы не хотел быть его врагом. Но и близких друзей у таких людей очень мало.

В прошлом году Чуян стал героем скандала. Экс-сотрудник Межрегионального управления ведомства по Южному федеральному округу Ашот Тирабян написал на него заявление в Полиция. Из документа следовало, что 4 сентября 2014 года Тирабян, занимавший в то время должность специалиста отдела контроля за легальностью производства и оборота спиртосодержащей продукции, приехал в здание главка, чтобы сделать доклад о ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ППК «Северский». Проверка, по словам Тирабяна, показала, что имеется помутнение содержимого бутылок, установлены нарушения в декларациях. Все это расстроило Чуяна, он начал кричать (в кабинете были еще его зам и советник). В итоге Тирабян получил удар кулаком в затылок. «Потом он нанес второй удар, после которого я на короткое время потерял сознание. После этого Диденко попросил прекратить меня бить», — заявил тогда Тирабян СМИ. Тирабян сразу уволился по собственному желанию. Уже дома, в Ростове-на-Дону, попал в больницу с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма головы, сотрясение головного мозга». Однако Чуян к ответственности так и не был привлечен.

Игорь Чуян. Фото: fsrar.ru.

Схватка

О том, что Коробицин на работе занимался Чуяном, знали все в его отделе. Знали это и друзья, супруга.

— Но ему никак не удавалось его уличить, — рассказывает жена Виктория. — И когда он получил «добро» на разработку Чуяна с самого верха, его все поздравляли.

В ведомстве Коробицина официально отказываются подтвердить, что их сотрудник собирал на главу Росалкоголя какую-то компрометирующую информацию. Неофициально говорят: ну это же очевидно, у него же работа такая была! И вот сам Игорь пошел ва-банк: составил список всех прегрешений, к которым, по его мнению, мог быть причастен Чуян. Он передал его в «МК» через адвоката со своей подписью. Итак, вот тот самый список:

1. Банкротство спиртовых и водочных предприятий ФГУП «Росспиртпром» в период руководства Росспиртпромом (до 2008 года) — преднамеренное.

2. Так называемая марочная схема с последующей реализацией водочной продукции, маркированной данными марками через подконтрольные оптовые предприятия. Административный ресурс, заключающийся в выдаче лицензий на осуществление деятельности по продаже алкоголя тем предприятиям (оптовикам), которые будут приобретать алкоголь только у подконтрольных организаций.

3. Монополизация дистрибуции импортного алкоголя путем создания с использованием административного ресурса (руководство Росалкоголя) и коррупционных связей в ФТС (через своего зама) единого таможенного поста «Терминал Селятино».

4. Действия, связанные с процессом возврата РФ водочных товарных знаков «Stolichnaya» и др., похищенных в РФ в 90-е годы группой компаний S.P.I. (Шефлером). Ущерб государству может оставить порядка 5 миллиардов долларов.

5. Выдача лицензий предприятиям отрасли за денежное вознаграждение, вымогательство 51% долей предприятий. Схема по приватизации ОАО «Росспиртпром» до 2016 года.

Такой вот списочек...

11 февраля 2015 года Чуян встретился с Коробициным один-единственный раз. Сразу после этого чекист получил входящий звонок от сотрудника Управления собственной безопасности ФСБ с просьбой явиться для дачи объяснений. Там он и был задержан по обвинению в вымогательстве. Одновременно был задержан некий ранее судимый Максим Цуканов, который организовал встречу Чуяна с Коробициным и взял у представителя федерального ведомства под контролем сотрудников УСБ ФСБ 800 тыс. долларов (настоящими купюрами было только 100 тыс.).

— С Цукановым я взаимодействовал по работе как с информатором, — рассказывает Коробицин. — Вдруг он позвонил. Я был на больничном в то время из-за травмы ноги. Он сказал, что Чуян хочет со мной поговорить. Я сначала отказывался, но потом согласился. Всю беседу с Чуяном я записывал на диктофон.

В распечатке переговоров есть даже момент, где Чуян просит Коробицина не сообщать о встрече руководству ФСБ. Но Игорь в ответ говорит, что доложит обязательно. А вообще в этом разговоре нет ни слова ни о каких деньгах. Коробицин там только говорит про то, что нужно побороть незаконный алкоголеоборот.

— У следствия вообще ничего нет на Коробицина, — говорит бывший следователь по особо важным делам СК, ныне адвокат Андрей Гривцов. — Но тем не менее его арестовали. Причем сотрудники УСБ его же ведомства. Когда я встретился с непосредственными руководителями Игоря, они признали, что парень хороший. Но заступаться за него они опасаются. Наверное, предполагают: а вдруг брал?

Если в ФСБ сомневаются, то как не сомневаться нам? Наш скепсис развеял... секретный свидетель — он попросил пока не называть его имя, но общение с ним записано на диктофон, есть даже его письменное объяснение.

— Я проработал с Чуяном много лет. Я отвечал за его личную безопасность. В конце декабря 2013 года сотрудники ФСБ задержали генерального директора Росспиртпрома Крисковца (по факту он был ближайшим помощником Чуяна). Шеф был напуган этой ситуацией и сильно обозлен на чекистов. Он так и сказал, мол, ФСБ подбирается к нему. Тогда у него и возникла идея дискредитировать сотрудника, курирующего Росалкогольрегулирование. Он озвучивал ее мне несколько раз. Суть заключалась вот в чем: нужно найти человека, контактирующего с этим сотрудником ФСБ, уговорить его организовать встречу, а потом передать посреднику чемодан с деньгами. При этом предполагалось бы, что деньги именно для сотрудника ФСБ, его сразу же задерживают коллеги из управления собственной безопасности — и все на мази. Я так понял, что Чуян хотел этим себя обезопасить от уголовного преследования: якобы проверки в отношении него проводят коррупционеры-чекисты, а он невиновен. Я отказался Чуяну в этом деле помогать. Хотя Коробицина, честно признаться, недолюбливал. Он руководил следственными мероприятиями, обысками в Росспиртпроме, в том числе лично мой кабинет обыскивал. Ну а когда Коробицина задержали, я не удивился даже. Я готов все это рассказать в суде при гарантии моей безопасности, если таковую даст ФСБ. Чуян очень мстительный, так что опасаюсь за свою жизнь.

Алкогольная независимость

Но эта темная история на самом деле вершина айсберга. Наша страна — один из лидеров по количеству левого (то есть даже не входящего в статистику) алкоголя. В свое время в Московском НИИ психиатрии пришли к выводу: 30% всех мужских смертей в нашей стране так или иначе связано с алкоголем, женских — 17%. По отчетности МВД, около 80% убийц нетрезвы в момент преступления. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц. Плюс Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Наиболее распространенная причина — лишение материнских прав алкоголичек.

— В Россия есть несколько категорий нелегального алкоголя, — говорит член экспертного совета при Правительство РФ РФ, сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина. — Во-первых, это легальная водка, с которой производители просто не выплачивают акциз. Она, как правило, производится на нормальных заводах в третью смену. Во-вторых, это нелегально произведенная водка на полукустарных заводах. В-третьих, это непитьевой алкоголь — парфюмерные жидкости, лекарственные настойки, технические жидкости. И, наконец, имеет место и проблема самогона. Токсичность любого алкоголя, как легального и нелегального, опасна для здоровья. Однако чем крепче алкогольный напиток, тем более тяжелые последствия для здоровья населения. Именно поэтому непитьевые алкогольные суррогаты наиболее страшные — за счет крепости. По нашим оценкам, доля нелегальных крепких напитков составляет около 44%. Конечно, это связано с выгодой, получаемой нелегальными производителями и торговцами. Однако главная причина — наше несовершенное законодательство. Отсутствие эффективной системы санкций, механизмов выявления таких правонарушений.

Позволю себе не согласиться с Халтуриной. Главная проблема не в законодательстве. Абсолютно легальные заводы не стали бы разливать нелегальный алкоголь по ночам без ведения руководства. Это просто невозможно.

Возвращаясь к Коробицину: он долгие годы изучал алкогольный рынок России. Что, если он собрал такой материал, который не понравился даже его руководству? Не случайно его ведь задержали свои же? Когда супруга Игоря обратилась в ФСБ с просьбой дать ей документ для суда, который бы подтверждал: Коробицин собрал компромат на Чуяна, — ей отказали. Заявили: «В связи с истечением времени мы уничтожили все материалы». Не странно ли, что сначала Коробицина поддерживали, а потом, получается, вот так слили? Один из высоких кремлевских чиновников как-то сказал мне про этот случай, что даже внутри такого ведомства, как ФСБ, ведутся бесконечные игры — между подразделениями, между конкретными персонажами... И бог бы с этими играми, если бы их жертвами не становились рядовые работники, такие чекисты, как Игорь Коробицин. А так ведь все это происходит на глазах у других сотрудников ведомства, которые делают свои выводы. И верно сказал один из бывших следователей: «Если ты работаешь оператором мясорубки, будь готов, что однажды она перемелет и тебя».

Прошу считать эту публикацию официальным обращением к директору ФСБ России Александру Бортникову.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26964 от 16 ноября 2015

Заголовок в газете: Росалкогольпровокация

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру