Размещать беженцев в столице стало слишком накладно

Изгнание из МКАДа

30 ноября, понедельник. Для большинства россиян — обычный рабочий день. Для романтиков и синоптиков — последний день осени 2015 года. А для украинцев (кроме тех, кто приехал из Луганской и Донецкой областей) именно в этот день решается судьба: смогут ли они остаться в России или будут вынуждены вернуться на свою родину. Родину, которая для многих в последние месяцы стала чужой и далекой.

Изгнание из МКАДа

В ожидании первой волны депортации — с 1 декабря — корреспонденты “МК” снова пришли в отдел Федеральной миграционной службы на Кирпичной улице, чтобы узнать, чем сейчас дышат мигранты из братской республики.

— Не знаю, когда выйдем, здесь очередь огромная, — сакральная фраза в стенах здания на Кирпичной. Уже который месяц здесь пылают страсти по-украински и обсуждаются последние новости: выселение из Россия, закрытие временных убежищ и новая сенсация — запрет украинцам в возрасте до 45 лет выезжать из Незалежной.

— Какой у вас этап? — интересуется у меня женщина. «Хорошо, что никакой», — думаю про себя и готовлюсь слушать. За месяц с нашего последнего посещения здесь мало что изменилось, разве что очередь подросла: споры жарче, запись на листочке длиннее. Длиннее, по ощущениям, стал и квест «Получи российское гражданство и выживи».

— Мне кажется, над нами издеваются, — жалуется мне только что вышедшая из кабинета украинка Юлия. — Я делаю документы на получение разрешения на временное проживание. В марте приходила — мне сказали прийти в ноябре и принести только разрешение на временное убежище. Спрашиваю: «Паспорт нужен?» Мне четко сказали: нет.

Теперь у женщины требуют переведенный украинский паспорт, заверенный у нотариуса. Переведена должна быть даже печать. Люди возмущаются: возникает ощущение, что им здесь, мягко говоря, не рады.

— Я приехала из Горловки, — продолжает Юлия. — Дали разрешение на временное убежище: по нему могу устроиться на работу и получить лечение. Но только я! Своего пятилетнего сына в садик я оформить так и не смогла. Обосновалась, нашла квартиру в Мытищах, работу. Пыталась сменить себе загранпаспорт — он нужен для выхода из гражданства Украины. Обратилась в наше консульство, а мне отказали в не особо вежливой форме, наградив ярлыком выходца из ДНР.

В консульстве Украина последние новости эту новость опровергли: документы выдают всем, в том числе и гражданам самопровозглашенных республик. «Мы делаем запрос в ДНР или ЛНР, и нам обычно высылают все необходимые документы», — пояснила сотрудница консульства.

На Москву выдается две тысячи квот: так называемых привилегий, по которым гражданство могут получить жители Украины, которые не имеют в нашей стране родственников. Согласно официальным данным, на территории РФ в данный момент находится 2,6 миллиона украинцев. Даже если учесть, что у кого-то здесь есть родные, что люди проживают не в столице, то все равно дебет не сходится с кредитом: две тысячи это невероятно мало. Дарья из Винницкой области смогла физически на себе ощутить, насколько это «мало»:

— Документы на квоты нужно было оформлять в отделении ФМС в Алтуфьеве. Там миграционная служба соседствует с полицейским отделом, поэтому все намного жестче. Но почему-то нет электронных очередей, и записываться нужно на бумажку. А чтобы тебя, не дай бог, не потеряли или не исключили из очереди — будь добр приходить каждый день и отмечаться.

Дарья рассказала, что доходит до драк: эти злосчастные списки теряются, выкидываются, пишутся заново... А если вам удалось войти в двадцатку тех, кто может идти за документами, придется ночевать в машине прямо у здания ФМС, чтобы не выкинули в последний момент. Очередь двигалась не быстро — по 20 человек за несколько дней, но и этого, видимо, хватило: квоты к концу года закончились, уже с 15 октября заявления на них не принимаются.

...Из кабинета выходит другая украинка со своей историей.

— Мне вот только что предложили переехать из Москвы, сказали, даже билет на поезд купят, — растерянно говорит женщина. — Я эту систему уже знаю: моей свекрови уже звонили в прошлом году и предлагали из столицы в другую область. Зазывают общежитием на три месяца, «подъемными» деньгами и тем, что поставят на учет в центр занятости. Только как там жить на 10 тысяч в месяц, тем более нам? Там и своих хватает.

Тут же Юлия рассказала, что, дескать, был негласный указ — потихоньку вытеснять братских гостей на периферию. Или же тянуть с документами: кто не вытерпит, уедет сам. Ситуация, по сути, странная: буквально в прошлом году украинцев принимали с распростертыми объятиями, сейчас же власть сменила пряник на кнут.

— Да, еще в первой половине 2014 года мигрантов регистрировали, но потом решили переселять в другие регионы. Беженцев в Москве в принципе принимать перестали: отправить их во временное убежище в других регионах менее затратно, — рассказывает эксперт фонда «Миграция XXI» Василий Кравцов.

По словам Василия, мигранты в большинстве случаев не просят ни денег, ни жилья — они готовы существовать за свой счет. Людям необходим только статус, чтобы спокойно и законно жить в нашей стране. Но работники ФМС просто не регистрировали их в Москве и отправляли в Сибирь и на Дальний Восток: кто-то согласился, а кто-то предпочел остаться нелегально. Теперь их ждет участь привычных нам нелегалов: с 1 декабря начинается депортация.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26976 от 30 ноября 2015

Заголовок в газете: Изгнание из МКАДа

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру