Карачай стал хранилищем РАО

На Южном Урале законсервировали радиоактивный водоем

Охранять и защищать водоемы в наше время просто необходимо — это вам скажет любой. Однако к озеру Карачай, что в Челябинской области, такого трепетного отношения никто и никогда не испытывал. Все местные жители желали, чтобы это озеро поскорее сгинуло, навеки исчезло с лица земли. Оно и понятно: челябинский водоем, расположенный на территории производственного объединения «Маяк» (предприятие работает под эгидой Росатома), признан самым опасным озером на планете.

На Южном Урале законсервировали радиоактивный водоем

Акваторию Карачая в течение многих лет засыпали твердым грунтом. 26 ноября текущего года желание людей уничтожить озеро окончательно воплотилось в реальность — железобетонными блоками и скальным грунтом был завален последний квадратный метр озера. Этот момент ликвидации Карачая запечатлели фото- и видеокамеры представителей многих российских масс-медиа, находившихся там в качестве свидетелей. — Потенциальная опасность, связанная с выносом радиоактивных элементов из водоема при сложных метеорологических условиях, например, урагане или смерче, окончательно устранена, — прокомментировал это событие директор радиохимического завода ПО «Маяк» Евгений Макаров. Все с облегчением вздохнули.

Страшнее Чернобыля

В живописных местах Южного Урала притаился закрытый городок Озерск, который никогда не имел обозначения на географических картах. Именно здесь открылся радиозавод «Маяк», где шесть десятилетий назад начались работы в рамках советского «атомного проекта» — в качестве ответного посыла Америке. Бомбу создали, а вот о последствиях не подумали — куда девать радиоактивные отходы производства? Если Америка с этим делом голову особо не ломала — вместе с водой реки Колумбия отходы сливались в Тихий океан, — то поблизости Челябинской области океана не было, а значит, вопрос захоронения отходов был на протяжении долгого времени открытым. А гонка вооружений, между тем, уже набирала обороты. Вначале в качестве радиоактивного могильника на «Маяке» пробовали использовать местную речушку Теча. За пять лет в экосистему реки попало порядка 70 млн кубометров сточных радиоактивных вод. Этот факт заставил властей призадуматься: Теча была соединена подземными каналами со многими водоемами региона, из которых население пьет воду. Грех губить свой народ…  Но окончательное решение отказаться от эксплуатации реки пришло после катастрофы, случившейся в 1957 году, — на радиохимическом заводе «Маяк» взорвалась емкость с отходами, из-за чего ядовитые элементы в огромном объеме попали в Течу. Кроме этого, в результате взрыва образовалось радиоактивное облако, накрывшее значительные территории вокруг. Чтобы не усугублять ситуацию, взор с Течи советское правительство перевело на бессточное болото Карачай. Туда в пятидесятых годах радиохимический завод стал сбрасывать основную массу радионуклидов. Болото от пополнения жидкими отходами со временем превратилось в озеро, расширив свои границы до пятидесяти гектаров.  Однако эксплуатация Карачая вновь привела к трагедии — в 1967 году в условиях засухи уровень воды в озере резко снизился, и ветер с оголившихся участков дна разнес радионуклиды (преимущественно стронция-90 и цезия-137) на прилегающие территории. По оценкам специалистов, площадь загрязнения составила около двух тысяч квадратных километров.  После этой катастрофы Правительство РФ СССР приняло решение о ликвидации Карачая. И тогда начались работы по засыпке озера, которые продлились до сего времени. Как рассказал представитель информационного центра ПО «Маяк» Кирилл Зернов, суммарная активность радионуклидов, накопленных за эксплуатационные годы в озере Карачай, достигла 120 млн кюри. Это в два раза больше объема выбросов, произошедших в результате аварии в Чернобыле. По мнению специалистов, несколько часов прогулки по берегу Карачая могли подарить человеку даже смертельную дозу облучения. 

Пострадали от радиации

Та самая катастрофа, когда ветер разнес ядовитые вещества по окрестностям, стала причиной резкого повышения уровня радиации в соседних селах. Особенно пострадало Муслюмово. Лишь несколько лет назад жителей смогли переселить. Росатом за собственные средства организовал строительство новых домов на чистых территориях. Печальная статистика: советское ядерное наследие подвергло опасности тысячи жителей области. Выведено из сельскохозяйственного оборота более 60 тысяч гектаров земли. Общая величина ущерба оценивается в миллиарды рублей. Советское правительство признавало свою вину в техногенных авариях, поэтому старалось государственной помощью компенсировать вред, нанесенный людям, природе. Но активные работы начались лишь в российские времена в 2008 году, после принятия специальной Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008—2015 годы». Сделано немало, однако точка в этой истории еще не поставлена, предстоит много работы по реабилитации территорий. Атомщики говорят, что средства на эти цели заложены в новой ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность на период до 2030 года».

Прощай, Карачай!

В конце 60-х годов Карачай, прозванный в народе озером смерти, начали консервировать. Процесс ликвидации водоема продлился сорок с лишним лет. За эти годы ученые разработали новейшую технологию консервации. Как рассказывает руководитель одного из цехов ПО «Маяк» Дмитрий Соловьев, участки озера, согласно технологии, поначалу закладываются бетонными блоками размером метр на метр. Внутри блоков — пустота, нижняя грань отсутствует, каждый блок имеет специальное окошечко для выхода воды. Это нужно для того, чтобы ил и грязевая масса оставались внутри блока и не выходили наружу. Блоки, которыми устлано дно озера, не дают радиационным элементам выбраться на поверхность. После закладки бетонных блоков бульдозеры сталкивают на них скальный грунт.  Процесс захоронения озера мы, журналисты, наблюдали 26 ноября, когда решилась судьба последнего квадратного метра Карачая. Кстати, в инженерной машине разграждения, которая разравнивала поверхность, находился сам генеральный директор ПО «Маяк» Михаил Похлебаев. Это событие поистине стало историческим. Карачай больше не существует. Раз и навсегда. Теперь это объект временного хранения РАО, находящийся под контролем специалистов. Об этом мечтал каждый человек, который знал о существовании этого озера.  Озеро, хоть и ликвидировано, однако все еще может представлять опасность, связанную с загрязнением грунтовых вод. Поэтому, по словам Михаила Похлебаева, необходимо продолжить мониторинг состояния подземных вод, элементов засыпки — до окончания всех работ на территории Карачая. Мониторить будут сами специалисты «Маяка» и профильных научных организаций.  Как сообщили руководители предприятия, в течение нескольких лет необходимо всю площадь озера засыпать глиной, щебнем и землей, сделать своего рода гидро-изолирующий многослойный «пирог», который впоследствии необходимо засадить кустарниками и травой.  — Мы укротили дикого зверя и сделали его домашним, — аллегорично высказался Михаил Похлебаев.  Вместе с тем добавил: — Сложная и важная работа предприятия по улучшению экологии выполнена — об исчезновении озера не будет сожалеть ни один житель планеты. Но страница деятельности «Маяка» по названию Карачай еще не закрыта — законсервированный водоем необходимо правильно содержать, и на это будет потрачено не менее 200 млн рублей.  В этот же знаменательный день в Озерске состоялось заседание расширенного научно-технического совета ПО «Маяк», посвященное завершению работ по ликвидации открытой акватории озера Карачай. На этом мероприятии Михаил Похлебаев вручил группе работников и ветеранов предприятия благодарственные письма генерального директора Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко — за большой личный вклад в решение экологических проблем, связанных с эксплуатацией и консервацией промышленного водоема В-9 (озера Карачай).  На уничтожение Карачая было затрачено около 17 млрд рублей. Вот уж когда точно не жалко потраченных средств.

Барлык Альмагамбетов.

Челябинская область.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру