Что думают о России и русском Новом годе иностранцы

Европейцы видят нас в розовом свете, а африканцы — в черно-белом

Несмотря на десятилетия, прошедшие после падения «железного занавеса», Россия для иностранца — по-прежнему терра инкогнита. А наши граждане вызывают гамму самых разных чувств у иностранцев — включая нашу манеру праздновать Новый год. Своими наблюдениями относительно нашего морального облика, семейного уклада, бытовых привычек и состояния ума (до празднования и после) с нами чистосердечно поделились побывавшие в России ирландец, иранец, африканец и американец. Благодаря их откровенности мы можем увидеть себя, любимых, их глазами. Ведь всегда полезно взглянуть на себя со стороны и подслушать — какого же о нас мнения соседи?

Европейцы видят нас в розовом свете, а африканцы — в черно-белом
Дейзел Л. Фредерик, ЮАР.

Высказать правду нам в глаза не постеснялись жители: Дублина (Джон Мюррей, 52 года, приехал снимать о Москве документальный фильм, а 20 лет назад учился в МГУ); Тегерана (Бехруз Бахадорифар, 34 года, женат на русской, в Москва уже несколько лет); южноафриканского Дурбана (Дейзел Л. Фредерик, 29 лет, год проучился в Москве, но не выдержал климата и теперь уезжает) и Нью-Йорка (Харольд Джонс, 63 года, в Москве впервые в месячной командировке).

Взгляд на наших женщин...

Из Ирландии: — Многие русские девушки показались мне какими-то зажатыми. У них будто все наоборот: сначала стесняется, и даже слова из нее не вытянешь... А потом вдруг идет на самый близкий контакт, а еще через день рассчитывает выйти за тебя замуж! Особенно это заметно на вечеринках, которых в декабре в Москве много повсюду — и в офисах, и в ресторанах. Наши девушки, наоборот, могут посмеяться, в пабе посидеть с мужчинами, при этом очень свободно себя вести, но это не значит, что она захочет продолжить вечеринку с одним из них. А если вдруг захочет, то так и скажет. А россиянка сначала говорит «Я не такая, за кого вы меня принимаете!?» — а потом идет сразу в постель. По россиянкам очень заметно, что они ищут себе именно мужа, а не просто парня для досуга. В этом смысле я русским мужчинам даже завидую: среди наших девушек выходить замуж уже не модно. К тому же ирландка если и попадет тебе в жены — мало не покажется! Они очень характерные и требовательные, а развод у нас не поощряется, и на нем можно потерять все — и здоровье, и нервы, и все нажитое непосильным трудом, как у вас говорят. А русские девушки европейцев, мне кажется, видят чересчур в розовом свете — у нас тоже не везде все прекрасно. Я заметил, что часто наивно-радужные впечатления ваших девушек о семейной жизни с европейцами строятся на кино и на турпоездках. Но это не жизнь, а наружная реклама.

Джон Мюррей, Ирландия.

Из Ирана: — Ваши девушки очень красивые, но, мне кажется, не знают себе цену! У нас такая красавица сидела бы дома и ожидала, когда к ней принц посватается! А ваши за молодыми людьми сами бегают, все им прощают. Жены, насколько я могу видеть, очень многое прощают мужьям по жизни, зато могут также повысить на него голос при посторонних. У нас все наоборот: в доме главная женщина — мать, жена, она очень требовательна к мужу, но ругаться на него при других — значит страшно его унизить. Но все равно ваши женщины, на мой взгляд, какие-то бесхитростные — себе же и вредят. Еще ваши очень любят работать: наши столько не работают. А некоторые русские женщины работают даже 31 декабря, хотя в России в этот день нужно готовиться к застолью, а это женское дело — готовить все те многочисленные закуски, которые у вас принято выставлять на стол. При этом в отличие от наших русская женщина может дома ходить в чем попало, но наведет полный марафет, если ей понадобится выйти в магазин.

Из ЮАР: — Почему-то большинство русских девушек предпочитают черный цвет в одежде, даже летом. Но при этом зимой многие одеты не по погоде и не по случаю: например, тонкие колготки в мороз и драгоценности с утра. Московские вечеринки, хотя под Новый год должны быть скорее карнавальными (за исключением стихийных в общежитии или у кого-то дома), показались мне чересчур пафосными, а девушки — холодными, надменными и какими-то уставшими. Еще поразило обилие чисто женских компаний в дорогих караоке-клубах: приходят нарядные девушки группами, заказывают стол, минимум еды и поют. Видно, что они не лесбиянки. Но стоит подойти познакомиться, как они дают гневный отпор — и поют дальше с напряженными лицами. Я так и не понял, зачем они ходят в такие дорогие заведения, если не повеселиться? Попеть друг для друга?

Из США: — Внешне русские женщины отличаются от наших стилем одежды: они тщательно и нарядно одеваются каждый день, а не только когда идут в гости или в театр, как наши. При этом русские явно менее уверены в себе. Каждая — даже самая невзрачная американка — рассчитывает на уважение со стороны мужчин и мужа, в частности, и знает, что забота о детях никогда не станет только ее проблемой. А русские девушки — при том что больше американок ориентированы именно на законный брак — не брезгуют встречаться с женатыми мужчинами. Это известно мне как из рассказов русских мужчин, гордящихся тем, что в дополнение к жене они имеют молодую любовницу, так и от самих девушек. Американкам семейные проблемы решать проще, поэтому они не испытывают страха не выйти замуж вообще или развестись. Для американок важнее всего иметь собственную жизнь — интересы, круг общения, самооценку, доходы. А русская женщина приносит свою жизнь в жертву мужу и часто до глубокой старости опекает его, а потом становится бесплатной няней для внуков.

…на семью, детей и школу...

Из Ирландии: — Поразило, что русские дети любят гамбургеры куда сильнее американских, а суши — сильнее японских. Еще удивило, что дети после 18 остаются жить с родителями, а некоторые даже приводят в родительский дом жен или мужей, — у нас так не принято.

Из Иран: — В Россия в квартирах нередко держат собак и кошек. Причем нередко крупных собак или несколько кошек. В Иране тоже любят животных, но такое для нас немыслимо. Большая собака может жить только во дворе, если имеешь большой частный дом. Кошке тоже надо иметь возможность выходить погулять. Когда я спрашивал, зачем заводить домашних питомцев в таких стесненных условиях, многие родители отвечали, что не смогли отказать детям. Но при том, что часто мамы и папы потакают даже излишним прихотям ребенка, они могут кричать на своего отпрыска в общественных местах — это немыслимо!

Из ЮАР: — Мне кажется, что русские дети очень мало играют в подвижные игры, — например, редко где на улице увидишь мальчишек, гоняющих мяч. Родители не разрешают детям гулять на улице, зато разрешают часами сидеть перед телевизором и за компьютером. Еще странно и непривычно, что родители, а особенно бабушки и дедушки, заставляют детей есть. Зачем пичкать, если ребенок не хочет?

Из США: — В русских семьях принято сравнивать, кто из детей лучше учится, ведет себя и пр. У американцев другой подход: хвалят в равной степени всех, много и часто. В США ставят своей целью развивать в детях независимость и самодостаточность. Мне кажется, что американские дети в результате более жизнерадостные и живые, чем русские. В Америке ребенок почти с рождения усваивает: у него есть право выбора. Так, в американских школах дети не учатся все по одной программе: каждый выбирает те предметы, которые ему по душе.

Харольд Джонс, США.

…на наши реалии, манеры и привычки...

Из Ирландии: — Я заметил, что русские не умеют или не любят водить поверхностные знакомства. Для них люди делятся на «незнакомцев», разговаривать с которыми не принято, — и на «друзей», которых можно разбудить среди ночи и вывалить на них все свои проблемы. А середины в виде просто вежливого, ни к чему не обязывающего общения как будто и нет. Поэтому, видимо, на простое «How are you?» русские молча и подозрительно на тебя смотрят, если ты им пока не знаком, — типа, с какой целью интересуетесь? Часто бывало, что меня знакомили с москвичами и они казались мне какими-то недовольными и напряженными. А потом они тем же вечером звали меня к себе в дом, и было видно, что к моему визиту тщательно готовились. Там мы вместе выпивали и начинали «дружить» — всем делиться, смеяться, петь и танцевать. А до совместного распития русским, видимо, сложно расслабиться с посторонним человеком.

Еще поразили очереди в автобус. У нас в ожидании автобуса люди стоят так, что каждый из них может спокойно крутить хулахуп, не рискуя задеть соседа. Просто нарушать так называемое личное пространство неприлично и некомфортно. А в Москве люди подпирают друг друга, толкают локтями, дышат в лица.

Из ЮАР: — Удивительно, что при забитых транспортом улицах русские предпочитают громадные внедорожники! В Москве красивое метро, но ездить в нем отчего-то считается непрестижным. Зато в метро почти все читают — это тоже удивительно! Еще удивили двери: в России многие открываются вовнутрь. Зачем? Банные привычки тоже не для слабонервных: из парной зимой — и сразу в снег! От такого можно воспаление легких мигом получить!

Из США: — Дорога из аэропорта, вопреки рассказам, удивила хорошим качеством — а вот московская пробка оказалась еще ужаснее, чем я о ней слышал. В нее мы и встали на добрую пару часов, а вокруг томились в трафике всякие «Бентли», «Порше» и прочая автороскошь. Московский автопарк поражает своим богатством. И мне трудно поверить, что некоторые покупают такие шикарные авто на последние или вообще в кредит. Но я уже не раз слышал, что русские именно так поступают. При этом они могут спокойно наплевать на многие правила — как эксплуатации авто, так и собственной безопасности.

…на нашу еду, манеру пития и Новый год по-русски

Из Ирландии: — Странной показалась манера принимать гостей на кухне — особенно когда одновременно там что-то готовится. Да и вообще делать несколько дел одновременно. У нас если договорился встретиться с друзьями или позвал их к себе, то бросаешь все остальное и занимаешься ими. Русские же могут позвать гостей и, общаясь с ними, одновременно делать какие-то домашние дела или говорить по телефону. Также они могут при всех завести долгую беседу по делам, например, за столом в ресторане. Но при этом у нас такая встреча будет как-то регламентирована по времени. У русских же подобные посиделки длятся, как у вас говорят, «от забора до обеда»: вроде бы хозяин занят своими делами и, параллельно выпивая с тобой, общается с домочадцами, делает с ребенком уроки, говорит по телефону, но как только ты соберешься уйти — тут же обижается. А еще виски пьют из рюмок, а водку из стаканов. И совершенно варварский обычай запивать крепкий алкоголь газировкой или соком! Меня приглашали на Новый год в русскую семью, но, если честно, я просто испугался! Как представил, что меня не выпустят из-за стола и из квартиры до самого утра, а сбежать часа в 2 ночи будет неудобно, так предпочел и вовсе отказаться. Мне трудно представить бурный праздник до утра в небольшой квартире, где есть дети. Ведь детям надо будет спать, а взрослые будут шуметь и слушать музыку. И если кто-то из домочадцев устанет и захочет прилечь, ему придется терпеть, пока не уйдут все гости. Да и кушать и пить всю ночь напролет я, боюсь, не смогу.

Из Ирана: — У нас много похожей утвари и блюд — самовар, казан, кебаб, чай, йогурт. Мы тоже любим добавлять в пищу чеснок, но не едим его сырым. Еда у вас очень вкусная, но, на мой взгляд, слишком жирная, а вот специями вы пользуетесь мало. В Иране новый год называется Новруз и празднуется в конце марта в течение недели. Мы тоже готовим множество блюд и ездим на прогулки всей семьей. Но в целом, конечно, Новруз, как весенний праздник, выглядит по-другому — у нас не пьют спиртного и предпочитают пикники на природе.

Из США: — Русские накрывают стол по любому поводу. Причем обилие еды просто зашкаливает: и алкоголь, и провизия — все покупается с избытком. Еще русские (не в обиду их гостеприимству) очень навязчиво пичкают. Спрашивают: «Хочешь ли покушать?» Отвечаешь: «Нет, спасибо, я сыт». А они начинают: «А может, хоть супчику? Ну хотя бы бутербродик?» Или они думают, что я скрываю свой голод из скромности? За американцами такой деликатности не водится: если они голодны, согласятся поесть с радостью. Американцы любят покушать, но это никак не связано с дружескими визитами к кому-то в дом. В гости в Америке приходят не есть, а общаться. У нас Рождество празднуется в кругу семьи, а в новогоднюю ночь люди выходят на улицу — в каждом городе есть специальное новогоднее место. В Нью-Йорк, например, многие идут на Таймс-сквер. Проносить туда спиртное и распивать его категорически запрещено, кто желает при этом выпивать, наблюдают за действием по телевизору — из бара или из дома. Русские теперь тоже гуляют в новогоднюю ночь по центру города, но трезвых среди них трудно найти. Но больше всего я боюсь ваших фейерверков! Недавно меня пригласили на дачу под Москву. Лес, воздух, милые хозяева. Но после шашлыков с водкой они решили запускать салюты! Это был какой-то Армагеддон! Эти взрывные устройства дымили и воняли, как тротиловые шашки! Может, они плохого качества? Я стал говорить — это опасно, может быть возгорание и травмы. Но интеллигентные хозяева загородного дома только посмеялись надо мной и сказали, что такое в новогоднюю ночь будет по всей Москве! Какое счастье, что к этому моменту я уже улечу домой!

Личные наблюдения и отношение к иностранцам

Из Ирландии: — Ваши люди многое умеют делать своими руками — мужчины могут все сами починить, даже авто, а женщины шьют, вяжут, лечат, готовят. Это хорошо, но, мне кажется, эти «многия знания» иногда в ущерб основному делу и заставляют распыляться. У вас все разбираются в политике, в медицине и в образовании и тратят много времени на пустые споры об этом... Еще забавно, что на улицах улыбка прохожего без причины русских настораживает, зато в интернет-общении они, напротив, злоупотребляют смайликами. Ни один ирландец, например, после простой фразы вроде «я на работе» не поставит три смайлика подряд. А русский поставит. А девушка еще и сердечко прилепит. То есть в Интернете русские более эмоциональны, чем в жизни.

Из Ирана: — У нас, если гость спросит дорогу, люди обязательно остановятся, подробно объяснят и даже проводят. У вас все куда-то торопятся, и ни у кого нет минуты даже слово сказать. Возможно, русские просто более занятые люди, чем иранцы.

Из США: — Поражает манера русских покупать на последние или в кредит чуть ли не предметы роскоши — авто, часы, украшения. Девушки, не имеющие даже собственного жилья и постоянной работы, покупают дорогую брендовую одежду и сумочки, чтобы выглядеть дорого. Экономить свет и воду у русских считается постыдным крохоборством — даже если они живут на мизерную зарплату. Еще странная привычка десятилетиями копить хлам на балконах, а летом тащить его за много миль, чтобы захламить дачу. Русские никогда не выкидывают целлофановые пакеты, а складывают их в отдельный пакетик. Некоторые выбирают покрасивее и ходят с ним по улицам. В Нью-Йорке тоже можно увидеть женщин с яркими фирменными пакетами в руках, но это значит, что дама только что вышла из магазина. В Москве много охранников, причем с оружием, — в магазинах, музеях, ресторанах, офисах и даже в церквях! В церквях, где, по самой идее, никакое преступление невозможно! От обилия вооруженной охраны в Москве ощущаешь себя потенциальным преступником!

Удивительное дело — россияне не любят Америку в целом, но к отдельным американцам, приехавшим в Россию, относятся хорошо. В общем, я пришел к выводу, что американцу не понять русских. Но среднему американцу и нет никакого дела до непонятной России. Обычного американца заботят кредит за дом, зарплата, вопрос, где устроить пикник на ближайший уик-энд и куда слетать в отпуск — но никак не судьбы России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26993 от 19 декабря 2015

Заголовок в газете: Что русскому Новый год, иностранцу — Армагеддон

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру