Выставки - барометр любой отрасли

Многие фирмы, давно представляющие свои достижения в Экспоцентре, не хотят терять российский рынок

03.02.2016 в 13:46, просмотров: 3315

Выставки — один из самых важных и эффективных инструментов создания успешной бизнес-среды. Выставки помогают новым торговым маркам выходить на российский рынок, внедрять передовые научные разработки и технологии, создают прекрасные условия для бизнес-контактов, презентации продукции, ознакомления с инновациями.

Обсудить проблемы и вызовы кризиса, подвести итоги 2015 года и обозначить перспективы 2016-го собрались специалисты на пресс-конференции «Российская выставочная отрасль в новых экономических условиях».

Выставки - барометр любой отрасли

В 2015 году в России состоялось более 1700 выставок и ярмарок с участием 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных экспонентов. Основная масса мероприятий проходила в Москве и Санкт-Петербурге. 2015 год стал тяжелым для российской экономики в целом, при этом выставочная отрасль как истинный и настоящий измеритель тоже показала падение относительно 2014 года, которое составило по выставочным площадям 17—19%, по количеству экспонентов — 14—15%, число иностранных участников выставок снизилось на 21—23%. Следующий год станет, по прогнозам экспертов, не менее тяжелым. Предполагается падение рынка выставочных услуг еще на 10—13% от 2015 года.

— Отрасль, на наш взгляд, одна из важнейших, с точки зрения продвижения продукции на любые рынки, — сказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. — Речь идет и о зарубежных рынках, и о российских. Российская выставочная отрасль имеет большие проблемы и с точки зрения площадей, и с точки зрения нормативно-правового регулирования. Для решения этих проблем мы стали инициаторами проведения «круглых столов» в Совете Федерации и парламентских слушаний. Итогом этих слушаний стала подготовка документа «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ». Концепция была утверждена правительством. Теперь мы работаем над ее реализацией. Важнейший итог принятия документа — это фиксирование необходимости подготовки законопроекта, регулирующего выставочную деятельность в Российской Федерации.

Итоги 2015 года, как и следовало ожидать, не могли превзойти итоги предыдущего года. Экономическая ситуация в мире не простая, а у нас в России она сложнее, в том числе и из-за санкций. Таким образом, выставочный рынок упал. Это касается и числа посетителей, и объема выставочных площадей. Соответственно, есть и уменьшение финансовых показателей. Однако мы видим и позитив: все запланированные выставки состоялись. Мы считаем, что это неплохой результат в нынешних экономических условиях.

Флагманом проведения международных отраслевых выставок является Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр». В 2015 году здесь было проведено 85 выставок, в которых приняли участие около 25 тыс. фирм и организаций из 108 стран мира. В том числе из стран, которые участвуют в антироссийских санкциях. Производители из этих стран проявили заинтересованность в сохранении российского рынка, даже лишившись материальной поддержки своих правительств. Так, например, поступил ряд немецких компаний. В 2015 году в Экспоцентре прошли такие крупные выставки, как «Продэкспо», «Агропродмаш», «Металлообработка», «Химия», «Здравоохранение», которые продолжают пользоваться успехом как у экспонентов, так и у посетителей. В 2015 году состоялось 685 конгрессных мероприятий. В Экспоцентре впервые прошла встреча выставочных организаций стран БРИКС И ШОС.

— Прошедший год был сложным для Экспоцентра, — сказал генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов. — Мы преследовали важную стратегическую цель — сохранить лидирующие позиции на российском рынке выставочно-ярмарочных услуг. В 2015 году доля Экспоцентра на совокупном выставочном рынке России, на котором действуют порядка 300 операторов, составила по площади нетто 17%, по количеству экспонентов — 13%. Многие ведущие выставочные проекты Экспоцентра не только сохранили свои высокие показатели, но и получили дальнейшее развитие.

Эти проекты проводились при поддержке со стороны органов государственной власти и под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ. В прошлом году уход ряда иностранных экспонентов с выставок был восполнен отечественными компаниями. На некоторых смотрах, как, например, на «Агропродмаше», произошел заметный приток посетителей. Это говорит о том, что они востребованы в профессиональной среде. Прошлый год наглядно показал, что многие фирмы, давно участвующие в выставках Экспоцентра, не хотят терять российский рынок, несмотря на санкции. В наших выставках участвовали производители из США, Канады, стран Евросоюза, Японии, Австралии. В то же время на наших выставках появилось много новых компаний из стран, с которыми у нас стали бурно развиваться отношения после применения санкций. Это страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Сергей Беднов отметил, что у целого ряда ведущих выставок появился новый формат. Стремление сэкономить и в то же время объединить под одной крышей всех участников различных отраслей привело к возникновению таких интересных проектов, как «Российская неделя текстильной и легкой промышленности», которая пройдет в феврале. Входящая в десятку крупнейших мировых нефтегазовых смотров — выставка «Нефтегаз» пройдет впервые совместно с Национальным нефтегазовым форумом в апреле этого года. Огромной популярностью пользуются мероприятия деловых программ выставок — «круглые столы», которые ценны для участников возможностью пообщаться с представителями отраслевых министерств, мастер-классы, семинары.

Руководитель Экспоцентра считает, что государственная поддержка выставочной деятельности очень важна. Но поддерживать нужно не операторов, а экспонентов государственными субсидиями. Так, как это происходит в Италии, Германии, Китае. Субсидии помогут вывести на рынок множество представителей малого бизнеса. К сожалению, в регионах используются не все средства, выделенные на участие малого бизнеса в выставках. Это происходит из-за очень сложной отчетности. Упрощение алгоритма отчетности за эти субсидии откроет дорогу малому и среднему бизнесу на выставки и тем самым даст им в руки мощный маркетинговый инструмент, считает Сергей Беднов.