Цыганский поселок попал под «новую Тулу»

Наш корреспондент провел ночь вместе с ромалами под открытым небом

"ОМОН, дочка, в обморок падал от жары. Они же в форме, в касках. Мы им воду приносили - жалко ведь. А вот наших детей никому не жалко", - цыганский поселок Плеханово, что находится в городской черте города Тулы, второй день лихорадит.

Наш корреспондент провел ночь вместе с ромалами под открытым небом

Власти сносят Плеханово как незаконный самострой. Никакого сожаления и сочувствия к оставшимся на улице людям: сами, дескать, виноваты. Похоже на то, что не будет больше Плеханово самым большим цыганским поселением России, как прежде. Да и вообще поселка не будет.

Накануне к месту, где стояли уже обреченные цыганские дома, подтягивали войска и как "пробу пера" подразделения новенькой нацгвардии. Боялись массовых волнений. Которые, впрочем, не случились. Поселок оцепенел.

Улицы и сегодня перегорожены еще бойцами с автоматами. Остатки мусора дораскурочивает экскаватор. Сломанная детская кроватка валяется на земле. Смятые подушки и покрывала, детские вещи. Беременная молодая женщина, шестеро держатся за ее юбку, мал мала меньше, сидит у потухшего костра. И тишина. Лишь заливаются майские соловьи.

Семьи сегодня ночевали под звездным небом и жгли огонь, чтобы согреться. Вспомнили кочевую жизнь, что до этого вели поколения их предков. "Хотя сейчас еще ничего, все-таки весна, а что зимой делать будем, а?" - отвыкли они от вольной жизни. 60 лет живут оседло в Плеханово. Работали в колхозе, пока был, шабашили по деревням и дачам...

Местный участковый на мой вопрос, как же быть лишившимся крова и единственного жилья, которое по российскому законодательству вроде бы нельзя отнимать, разведя руками, тихо, чтобы никто не услышал, произнес: "Жалко их. Тоже ведь люди". Обещали предоставить гостиницы хотя бы на первую ночь, привезти горячий обед детям. "За гостиницы сказали, что надо платить, что это не даром. Мы отказались. Лучше в машине поспим", - в одной семье шестеро малышей, в другой - вместе с внуками и правнуками, восемнадцать. Всего же в поселке проживают 2600 взрослых граждан и больше тысячи несовершеннолетних. Все они ходят в поселковую начальную школу, где преподают русские учителя. Вчера, кстати, здесь должен был быть последний звонок у четырехклассников, но праздника, понятное дело, не получилось.

Плачет старая Мария Михай, дочка 24 мая родила тройню. Из роддома ее уже выписали, но идти с детьми некуда - дом их следующий под снос. Пришлось написать бумагу, что взять новорожденных молодая мать пока не может. Они остаются в доме малютки.

"Большой это позор и стыд, если цыгане бросают своих детей. Почему у нас детей много? Потому что мы рожаем, сколько бог даст, аборты не делаем - а нам многодетность еще и ставят укор. Дескать, умные люди много не плодятся", - просвещают меня цыганские женщины, из тех, кто не плачет.

Цыганка Ляна Михай (тут почитай полдеревни Михаи) несколько лет назад усыновила двух мальчиков, русских по национальности, еще одного взяла под опеку. Родной дочери у нее 14 лет. Муж умер. За второго усыновленного Ляна получила материнский капитал, построила на эти деньги избушку рядом с домом своей матери. Теперь ее хибару тоже планируют снести - официально-то она не узаконена, как и большинство здешних домов, точнее, целых 122 строения. Ни маткапитала не осталось в итоге, ни жилья.

10 первых домов цыган снесли вчера по постановлению судебных приставов. И уже расписан четкий график, кто станет бомжом завтра, кто - на той неделе, в течение этого и следующего месяца, вплоть до начала июля: "Вам нужно конкретно сказать, кого снесут в понедельник, чтобы могли подготовиться, вынести вещи?" - интересуются представители местной власти. Цыгане жмутся. Не знают, что и ответить. Страшно узнать такое про себя заранее. Да и что они будут делать, если узнают - изменить-то ничего, похоже, нельзя. Все уже решено. Кто поможет?

Можно много рассуждать о том, что, мол, цыгане сами в своей беде виноваты, многие из них не платили квартплату вовремя, делали незаконные врезки в расположенную рядом газовую трубу, пользовались дармовым электричеством, не легализовали вовремя свои дома как положено, не ходили в суды и просрочили все возможные сроки по подаче жалоб и аппеляций, в общем, наивные малограмотные люди, которые попытались в меру своих сил и способностей объегорить наше родное государство...

"Ты Путина знаешь? Можешь прощение ему от нас передать? На колени перед ним встанем, пусть только не отнимают дома у детей, мы все официально оформим", - напрасно убеждала я цыган, что вовсе не являюсь другом российского президента. Не поверили. Я же из самой Москвы!

Путин, кстати, действительно в курсе проблем плехановских цыган, месяц назад на саммите в Петербурге, он прямо ответил на вопрос тульской журналистки, что же делать со здешним табором: приказал навести порядок, но без резких движений. Может, так ему и доложат, что без резких, никого же пока не убили, и слава богу.

Кстати, по одной из версий, дело вовсе не в безответственности и юридической безграмотности цыган, не поэтому их гонят вон, просто поселок Плеханово несколько месяцев назад вошел в территорию Тулы - типа как у нас Новая Москва, цена земли здесь сразу взлетела до небес, поэтому никакого "Шанхая" в этом районе власти больше не допустят. Убрав куда подальше цыган, будут строить все по плану и документам, и продавать по коммерческим ценам, как положено.

По другой версии - табор попал под горячую руку нового губернатора. Высокую свою должность он принял в феврале, а уже в марте, не прошло и ста дней, как цыгане "поздравили" его с назначением, устроили в поселке так называемый "газовый бунт", восстали всем миром, когда их попытались отключить от газовой сети.

На сей раз сносить их приехали серьезно. Похоже, власти испугались повторения мартовских событий, поэтому подстраховались и нацгвардией. И напрасно люди становились на колени перед военизированными отрядами. Женщины, дети, с иконами, с младенцами, у одной пожилой цыганки в сердце был вшит кардиостимулятор, так она долго не простояла, упала в обморок. Все миром молили об одном: чтобы их не выгоняли из их домов, что они больше так не будут, чтобы простили их власти за их глупый цыганский бунт. Бессмысленный и бесполезный.

PS К концу дня цыгане собрали сход, на котором было решено написать каждой семье, чей дом планируют снести, заявление об отсрочке этого сноса, на основание того, что все постановления судебных приставов были доставлены цыганам слишком поздно, плюс многие из них в силу малого образования чего-то не поняли и ни за что не расписывались.

Когда я уезжала из табора, туда приехал начальник главного территориального управления по зареченскому району Максим Шербаков, в разговоре с жителями поселка он сказал буквально следующее: ваши дома все равно будут ломаться, но после этого можно будет подать заявления на этот же участок земли, оформить его и спокойно строиться снова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру