России пророчат революцию – в сфере виртуальной реальности

Новые технологии: за и против

Российские ученые готовы удивить всех своим «погружением в иные миры». Новые технологии виртуальной реальности, разработками которых они занимаются, позволят изменить наш привычный взгляд на вещи. Инвалиды благодаря им смогут путешествовать почти также, как это делал обездвиженный военный в известном фильме «Аватар», а обычные покупатели квартир «побывают» в каждой из понравившихся им, не выходя из офиса агента недвижимости. Не поверите, но виртуальная реальность проникнет даже в политику и бизнес! Как мы все в будущем будем вовлечены в «нереальный мир» накануне Всероссийского форума по виртуальной реальности, который пройдет 11 июня в центре Москвы, “МК» рассказала исполнительный директор Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина ФИЛАТОВА.

Новые технологии: за и против

– Насколько серьёзный прорыв ждет нас в области виртуальной реальности в ближайшее время?

– Технология виртуальной реальности уже сама по себе является серьезным прорывом в сфере визуализации информации. Её выход на массовый рынок по влиянию сравним с распространением фотографии и кинематографа.

– В свое время появление звука в синематографе называли революцией. Выходит, сейчас мы на пороге еще одной?

– Она уже фактически свершилась. Темпы развития отрасли свидетельствуют о том, что в ближайшие годы появятся доступные каждому человеку независимо от его уровня жизни и социального статуса VR–устройств (V - виртуальная , R - реальность). Все они, разумеется, создаются для полного погружения в виртуальную реальность.

Вообще в ближайшее время произойдет не просто количественное, но и качественное изменение технологии - наряду с увеличением разрешения экранов и уменьшения габаритов шлемов, повышением углов обзора произойдет интеграция VR-устройств с нейроинтерфейсами, различными контроллерами, сенсорами и датчиками.

– Неспециалистам сложно понять о чем вообще идет речь…

– Гаджеты для полного погружения в виртуальный мир будут стимулировать температуру, механическое воздействие.

Изменятся способы ввода информации - задействованы будут и нейротехнологии, которые позволят управлять виртуальной реальностью силой мысли, и системы отслеживание движений глаз, и ввод информации голосом, и контроллеры для управления жестами и движениями рук. В перспективе станет более доступной дополненная реальность - технология, позволяющая дополнять реальный мир виртуальными объектами. В итоге появятся доступные устройства схожие по принципу работы с Microsoft Hololens. Речь о шлеме, который дополняет окружающий мир виртуальными изображениями и голограммами.

Можно с уверенностью сказать, что к 2020 году индустрия виртуальной и дополненной реальности встанет на ноги, найдет массового пользователя и начнет свое победное шествие по миру.

– В Россию оно дойдет, видимо, не так скоро.

– Напрасно вы так думаете. У нас уже сейчас есть проекты, которые способны дать остальному миру фору. Здесь можно назвать и шлем NVR от Московского технологического института, в который будет интегрирован нейроинтерфейс. Или вот есть платформа для виртуальной коммуникации Timvi. Еще и самых ярких проектов наших ученых - полное отслеживание пользователя в пространстве - прогулка по высотке МГУ, идею которой позаимствовали даже японцы.

В целом российский VR-рынок развивается довольно активными темпами: все больше становится студий по разработке VR-приложений и съемке 360-контента.

– А на практике технологии мы еще не применяем?

– Уже начинаем во многих сферах. Это и недвижимость, и туризм, и промышленность, и профессиональная подготовка. За год российский рынок вырос с 60 компаний до 300, производящих качественный продукт в сфере виртуальной и дополненной реальности.

Виртуальная реальность прекрасна тем, что она применима практически в любой сфере, где большое значение имеет визуальная составляющая и необходимость присутствия. Хотите посетить купленную в еще не построенном доме квартиру или номер в отеле, куда вы планируете выбраться в отпуск? К вашим услугам VR-технология. С ее помощью вы сможете прогуляться по помещению, как будто бы вы находились в нем на самом деле. Желаете оказаться на стадионе во время футбольного матча? Пожалуйста, вам помогут VR-шлем и 360-градусная трансляция. Нужно сымитировать опасную дорожную ситуацию для повышения навыков вождения? Наденьте шлем, и вы окажетесь в компьютерной симуляции дорожного движения где-нибудь в китайском мегаполисе за рулем автомобиля. Строительство, промышленность, профессиональная подготовка, медицина, виртуальные офисы - практически для любого традиционного бизнеса VR может предложить решение проблем.

Еще одна важная сфера - это искусство.

– И снова революция в кинематографе?

– Да! Ему виртуальная реальность может предложить поистине безграничные возможности для вовлечения зрителя. Только представьте, если бы фильм "Аватар" был снят в формате 360. Красоты вымышленной планеты Пандоры не оставили бы равнодушным никого. VR позволит режиссерам, сценаристам и актерам проломить 4 стену - невидимый барьер между процессом и зрителем. С помощью VR зритель в буквальном смысле окажется внутри происходящего, а значит, незабываемые эмоции и интерес гарантированы. С 18-19 июня в Москве будет возможность посмотреть кино в формате VR в рамках VR Film Festival. Фильмы для этого фестиваля снимаются режиссерами Московской школы кино при поддержке Ассоциации дополненной и виртуальной реальности.

– И все-таки в какой вообще сфере она нужнее и почему?

– Сложно сказать, где VR нужнее. Наверное, в социальной и медицинской, чтобы помогать людям жить дольше и полноценно.

– Всегда были и будут противники виртуальных технологий. Какие аргументы против они приводят и что вы им на это ответите?

– Любая технология сталкивается с критикой и скептицизмом. VR не исключение. Скептики отмечают, что внедрение виртуальной реальности столкнется с неприятием людьми нового формата устройств - шлемов, которые надеваются на голову. Кроме того, вызывает вопросы влияние VR на психику и здоровье пользователя. Некоторые отмечают, что необходимости в виртуальной реальности попросту не существует - современные устройства воспроизведения аудиовизуального контента идеально справляются со своей задачей и следующий этап развития технологии воспроизведения контента - это нечто большее и виртуальная реальность - лишь промежуточный этап.

– И что бы вы на все это ответили?

– Ответы на это достаточно просты, нужно лишь внимательно взглянуть на историю технологического прогресса в конце XX - начале XIX века. Кто бы мог подумать 30 лет назад, что в будущем люди будут носить мощнейшие вычислительные устройства в кармане, делать селфи и разговаривать через Bluetooth-гарнитуры, что ноутбук будет помещаться в дамской сумочке, а параллельно реальному миру будет существовать мир виртуальный, в котором мы будем находиться практически круглосуточно благодаря Интернету? Форматы устройств будут меняться постоянно, и те же VR-шлемы станут тонкими, легкими и войдут в привычку. Поколения сменяются, и для современных детей DVD-плеер и телевидение - это уже устаревшие технологии, а смартфон и YouTube - это обыденная вещь, жизнь без которых представить достаточно сложно. Так и VR-шлемы найдут своих пользователей.

Что касается медицинской стороны вопроса, доказательств вреда виртуальной реальности, например, для зрения на данный момент нет, но чтобы обезопасить пользователей, компании выпускают рекомендации, которые гарантированно позволят избежать негативного влияния технологии на здоровье. С распространением VR и появлением статистики можно будет делать какие-то выводы, но сейчас в колокола бить рано. Что касается третьего аргумента, здесь ситуация с развитием технологии сама по себе является ответом. Люди все чаще готовы платить за виртуальную реальность и использовать ее, а это означает, что она способна решать их проблемы и удовлетворять потребности. Опять же нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что технология пока не развита, ее огромный потенциал далеко не раскрыт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру