Стой! Стройся! Празднуй!

Обязаловка в проведении выпускных вечеров в школах убивает сам дух праздника

Обязаловка в проведении выпускных вечеров в школах убивает сам дух праздника

Не успели в школах отзвенеть последние звонки, как уже на пороге выпускные вечера. В промежутке между двумя традиционными праздниками выпускники умудрились преодолеть «великий и ужасный ЕГЭ». Так, по крайней мере, он рисовался некоторым кандидатам в депутаты, нуждавшимся в электоральной поддержке во время праймериз. Страдная экзаменационная пора совпала в этом году с предвыборной горячкой. Вопреки предсказаниям алармистов, ЕГЭ прошёл достаточно спокойно, хотя и не без накладок. Что же касается чистоты и честности самой процедуры ЕГЭ, тот здесь, судя по отзывам в СМИ, прозрачность оказалась на порядок выше, нежели в процессе проведения праймериз. Во всяком случае, все попытки жульничества при сдаче экзаменов выявлялись, немедленно пресекались и становились достоянием гласности.

Что ж, учиться жить честно следует с младых ногтей. Определенная жесткость в этом случае оправдана, ибо остаётся надежда на то, что, получив первый горький урок в юности, человек впредь будет стремиться жить не по понятиям, а по законам в любой сфере деятельности, включая политическую.

Этот вывод, на мой взгляд, не подлежит сомнению. Однако не скрою, другие выводы, к которым пришли некоторые из моих коллег в ходе экзаменов, меня сильно озадачили. В тех школах, ученики которых были пойманы на грубых нарушениях, решили, что всему виной проведение праздника «последнего звонка», который традиционно отмечается в школах в последний день занятий. Якобы это, неуместное накануне серьезных экзаменационных испытаний веселье, явилось единственной причиной провалов и жульничества некоторых на ЕГЭ. Отсюда вывод: запретить веселый и трогательный праздник, ограничиться формальной линейкой, где зачитывается приказ о допуске к экзаменам, после чего отправить всех выпускников домой, предварительно взяв с родителей расписку об ответственности за поведение их детей на улицах города в этот официально объявленный не праздничным день. Получится дёшево, но слишком сердито. Попутно замечу, что такое простенькое педагогическое «решение» идеально вписывается в лавинообразное нарастание законодательных инициатив запретительного и регламентативного характера. Поэтому не стоит удивляться тому, что, судя по СМИ, эту идею руководителей школ поддержала часть родителей. Ведь так легко списать недостатки семейного воспитания и слабую организацию учебного процесса на легкомыслие, якобы порожденное праздником.

Увы, в педагогике известный в отечестве нашем способ управления: «тащить и не пущать» всегда срабатывает с точностью до наоборот. Попробуй, удержи их, молодых, дома за учебниками в такой день. Ибо не учебой единой жива школа.

Подлинная живая педагогика всегда событийна. Событие – это то, что на всю жизнь впечатывается в эмоциональную память. Формальная линейка и подобные казенные мероприятия не оставляют после себя следов в душе молодого человека, но лишь набивают оскомину, вырабатывая устойчивую аллергию на все, что исходит из государственных институций. (А школа – одна из них. И первый опыт взаимоотношений с государством растущий человек получает именно здесь.)

Кроме того, событийная педагогика – это ни что иное, как со-бытие ребёнка, педагога и родителя. Поэтому совместная подготовка праздников учениками, педагогами и родителями на протяжении всей школьной жизни, включая ее завершение, - естественное продолжение той глубокой нравственной работы школы, которая не должна прекращаться до последней минуты пребывания в ней воспитанника. Разумеется, такая работа отнимает много сил и времени, зато приносит подлинное удовлетворение его творцам. Праздник – это такое событие, которое молодой человек создаёт сам, своими творческими силами. В этом его принципиальное отличие от праздничного шоу, во время которого подростков развлекают наемные звезды шоу бизнеса.

Вот почему я не большой поклонник грандиозных массовых мероприятий, собирающих десятки тысяч выпускников в одном, даже в самом престижном и специально оборудованном месте. Сегодня именно такая форма проведения выпускных вечеров приобретает все больше поклонников в больших городах. Разумеется, она облегчает жизнь педагогам, превращая их в сопровождающих лиц. Но при этом уходит доверительность и интимность расставания с домом, в котором вырастали и мужали выпускники. Я не склонен противопоставлять различные сценарии и формы проведения выпускных вечеров. В конце концов, здесь все зависит от традиций и уклада жизни школы. Лишь бы за ней оставалось право выбора.

Но все же, уместны ли все эти физические и психические затраты энергии накануне экзаменов и в процессе их проведения. Да, не удивляйтесь, даже во время ЕГЭ мы продолжаем интенсивную подготовку выпускного балла, на котором по традиции полонез выпускников будет сменяться учительским, родительский фокстрот искрометным танцем классных руководителей. А венцом этого каскада должен стать сюрприз: оригинальный номер администрации школы. При такой подготовке мало не покажется никому. Обычно такие репетиции происходят после очередного экзамена.

Не все на свете можно привязать к столбу пользы. Но даже с прагматической точки зрения, очевидно, что игра стоит свеч. Наблюдая за ребятами, которые вечером прибегая с консультаций или очередного сданного экзамена в репетиционный зал, умудряются, в ожидании своего выхода на сцену, решать математические задачи, переводить иностранные тексты, приходишь к выводу, что способность к быстрому переключению - залог их академических успехов. И напротив, психологически зажатый, ученик легко впадает в панику, постоянно находится в состоянии экзаменационного стресса со всеми вытекающими последствиями, вплоть до нервных срывов. Вот и получается, что упоительная, наполненная весельем атмосфера подготовки праздника играет роль своеобразного психологического тренинга, поддерживающего выпускников в ответственный период их жизни. Печально, что эти очевидные педагогические истины сегодня приходится отстаивать даже в профессиональном сообществе.

Что же касается родителей выпускников, которые выступили в поддержку отмены праздника последнего звонка, то их аргументы справедливы, но для тех школ, где по большому педагогическому счёту праздников никогда и не было. Нельзя же, в самом деле, принимать за праздник приобретение дорогих нарядов и коллективное застолье в дорогом ресторане. Иначе как выкачиванием с родителей средств такое пустое времяпровождение, лишенное всякого педагогического смысла, не назовёшь.

Да и бог бы с ними, стоит ли обращать внимание на очередную благоглупость? Стоит, ибо, зная неписанные законы современного администрирования с его запретительным уклоном, легко предположить, что родившаяся невзначай в головах перепуганных руководителей школ идея может обрести материальную силу, закрепленную в соответствующих циркулярах. А вот этого бы не хотелось. Поскольку при таком развитии событий, сотни школ, славных не только академическими успехами своих питомцев, но, прежде всего, особым укладом жизни и неповторимой атмосферой, мгновенно потеряют своё лицо. Не зря А.С. Макаренко утверждал: «Традиции – вещь скоропортящаяся». Один раз нарушишь, уже не восстановишь. Работая со сложным контингентом воспитанников, он никогда не терял оптимизма, делая все возможное, чтобы поддержать бодрый жизненный тонус в коллективе, относясь к своей деятельности с юмором и известной долей самоиронии. Между прочим, чувство юмора – одна из важнейших профессиональных компетенций учителя. Без него педагог неизбежно превращается в «человека в футляре». Увы, реинкарнацию этого чеховского персонажа приходится наблюдать сегодня в среде школьных администраторов.

Между тем справляться с по-настоящему серьёзными испытаниями (ЕГЭ – не самое драматичное из них) надо весело. В этом я в который раз убедился на празднике в особом подразделении нашей школы, в ФНКЦ им. Димы Рогачева, где непосредственно в госпитале учатся дети, которые борются с тяжелыми болезнями. Они не просто учатся, а, наравне со своими сверстниками, участвуют в олимпиадах и конкурсах, сдают итоговые экзамены и поступают (!) в престижные вузы. Так вот, торжество этих выпускников по стилистике ничем не отличалось от праздников в других подразделениях школы. Разве что живое сценическое действие было заменено заранее снятым кино капустником, где юные актеры с юмором обыгрывали больничный быт. Веселые, как выражаются подростки, «прикольные» молодые учителя и волонтеры поднимали дух выпускникам, не оставляя места для уныния и скорби.

В завершении хочу напомнить своим мрачным коллегам фрагмент из культового фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо это еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру