К борьбе со старейшим автодорожным вузом Минобрнауки привлекает полицию

Ведущему автодорожному институту страны грозит исчезновение

Застарелый конфликт в одном из ведущих вузов страны в последние дни резко обострился — коллективу навязали ректора, который его категорически не устраивает. Профессора уверяют, что в вузе практически парализована научная работа и нынешние реформы однозначно означают гибель для него.

Ведущему автодорожному институту страны грозит исчезновение
Фото: susu.ru

Историю злоключений вуза для «МК» изложил выпускник МАДИ Борис Пригожин, долгое время работавший в вузе общественным советником ректора по делам студентов, а сейчас участвующий в защите института наравне с действующими профессорами:

— Минобрнауки в свое время предложило коллективу МАДИ принять решение о слиянии с МАМИ. (Хотя сейчас уже речь идет о слиянии с Московским политехническим университетом (МПУ), поскольку, пока длится эта история, министерство успело слить университет печати им. Федорова и МАМИ с образованием того самого МПУ.) Вот к этой же структуре Минобрнауки мечтает приплюсовать и Московский автодорожный… Преподавательский состав и ученый совет МАДИ всегда были категорически против, хотя прежний ректор Вячеслав Приходько особенно и не возражал. Но, поскольку без решения ученого совета такое слияние невозможно по закону, ректор ушел со своего поста, и возглавлять вуз назначили Виталия Борща — 36-летнего функционера. Борщ сперва был сторонником министерской линии слияния, но через какое-то время понял, что вошел в конфронтацию с ученым советом вуза и ведущей профессурой и что слияние действительно погубит МАДИ, после чего, к его чести, изменил свою позицию. Таким образом, и.о. ректора не оправдал надежд министерства. В МАДИ были также назначены ряд проректоров, частично из МАМИ, частично из других вузов и структур, вообще не имевших отношения к автодорожной тематике, начались внеплановые проверки Рособрнадзора, на ряд специальностей была отозвана аккредитация — в общем, пошла кампания «прессования» вуза.

В середине лета ученый совет принял обращение к министру Ливанову об инициировании процедуры выбора постоянного ректора: у коллектива МАДИ был практически единогласный кандидат на эту роль — Мария Карелина, проректор по учебной и воспитательной работе, очень авторитетный и уважаемый в вузе сотрудник. Однако вместо этого министерство дало понять нынешнему и.о. ректора Виталию Борщу о необходимости ухода, что он и сделал. И тут же вышел приказ о назначении и.о. ректора Марии Дулясовой — одной из тех самых «пришлых варягов», появившихся в МАДИ в смутный период и не имеющей никакого отношения к основным направлениям деятельности автодорожного…

— Вскоре кабинеты проректоров были опечатаны, доступ в университет прежнему руководству прекращен, — продолжает Борис Пригожин. — Между тем группа профессоров и студентов с разных кафедр неделю назад отправилась в Минобр просить встречи с Ливановым, однако была оттеснена от министерства полицией, здание вуза было тоже оцеплено силовиками, поскольку кто-то якобы позвонил и сообщил, что сотрудники вуза планируют… перекрыть Ленинградский проспект!

Аргументы против слияния и реформирования у сотрудников МАДИ понятны даже непосвященным. Достаточно посмотреть на краткую справку в Википедии по двум институтам, почитать названия кафедр, и станет ясно, что вузы радикально отличаются, между ними очень мало общего, и десятки лет они успешно работали каждый в своем направлении, не нуждаясь в общей «крыше» и руководстве. При слиянии или просто серьезных структурных изменениях множество кафедр с серьезнейшими научными разработками, важными для оборонки, а также уникальные специальности рискуют просто исчезнуть.

— При нынешней и.о. ректора Дулясовой идет сведение счетов с теми сотрудниками МАДИ, кто не согласен с политикой нового руководства, — говорит Александр Сова, завкафедрой «Транспортные установки». — Людей увольняют даже в отпусках, с нарушением регламента — например, недавно был уволен наш проректор по международным связям. Парализована научная работа, из-за чего происходит разрушение связей с предприятиями и работодателями — после этого несложно будет признать вуз неэффективным!

— В отместку за непокорность вуз замотали проверками, внезапно заставили всех преподавателей подгонять учебные программы под новые образовательные стандарты, тысячи документов пришлось переделывать прямо во время учебного года — рабочие методики, лекции, программы, — вторит коллеге Геннадий Кустарев, завкафедрой «Дорожные машины».

— Процесс слияния, как мне кажется, нашими силами пока удалось притормозить, — сообщил «МК» депутат Госдумы Казбек Тайсаев, выпускник факультета дорожно-строительных машин и оборудования МАДИ. — Но сейчас все сотрудники хотят начать спокойно и продуктивно работать под руководством Марии Карелиной — человека, которому они доверяют. Однако на нее сегодня направлена атака чиновников, ее хотят выжить с должности, идет настоящее шельмование человека, у которого огромный и единодушный авторитет среди коллектива!

В пресс-службе Минобрнауки прокомментировали ситуацию «МК» крайне скупо, повторив общие слова о том, что «никаких слияний или силовых назначений в вузе без согласия ученого совета не ведется, ситуация спокойная». Однако же совершенно непонятно, почему Минобрнауки не заинтересовано пойти навстречу коллективу знаменитого и ведущего в своей отрасли института и перестать ставить палки в колеса человеку, при котором этот институт сможет наконец вернуть в нормальное русло образовательную и научную деятельность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27168 от 4 августа 2016

Заголовок в газете: МАДИ держит оборону

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру