Министр образования Ольга Васильева оценила перспективу возвращения НВП в школы

«Нет умения разбирать и собирать автомат, но не думаю, что это необходимый навык»

21 сентября глава Минобрнауки Ольга Васильева дала старт очередной Всероссийской олимпиаде школьников. О том, как изменится это массовое интеллектуальное состязание наших учащихся, захватив теперь и младшую школу, а также кое-что об обсуждающихся обновлениях школьной программы г-жа Васильева рассказала «МК».

«Нет умения разбирать и собирать автомат, но не думаю, что это необходимый навык»

В своем нынешнем виде олимпиады школьников существуют в нашей стране с 1964 года, однако настоящую массовость они приобрели только сейчас. Ежегодное число участников достигло 6 млн ребят в возрасте до 18 лет, хотя в заключительный этап Всероссийской олимпиады из этого числа прорываются лишь 5 тыс. человек, а в сборные России международного уровня и того меньше — всего 39.

Подготовить участника такого уровня, как недавно подсчитали в МИФИ, дело крайне затратное: в такой сфере, как, скажем, информатика, каждый обходится бюджету примерно в 1 млн рублей — дополнительные индивидуальные занятия с вузовскими преподавателями, использование новейшего оборудования и реактивов, междугородные и международные переезды и т.п.

Но государство идет на эти траты. И по числу международных наград обходит даже такого признанного мирового лидера образования, как Финляндия, — с 2011 по 2016 год наши школьники завоевали 184 медали, включая 91 золотую, 75 серебряных и 18 бронзовых.

Главное, чтобы организаторы международных олимпиад школьников — забеспокоились было журналисты — не кинули нашим детям такую же подлянку, как только что Олимпийский и Паралимпийский комитеты, не допустившие наших спортсменов до состязаний. Но в Минобрнауки, как оказалось, этих опасений не разделяют.

Впрочем, олимпиада школьников — не застывший на веки вечные, а живой, меняющийся вместе с жизнью механизм. Так, в 2016 году, уточнила «МК» Ольга Васильева, «были добавлены сразу три новых предмета — испанский, итальянский и китайский языки. Правда, в ближайшем будущем мы не планируем дальнейшего расширения перечня языковых направлений, так как сначала надо проанализировать итоги по уже добавленным предметам.

Зато с этого года вводится другое новшество — в олимпиадах по русскому языку и по математике впервые будут участвовать ученики четвертых классов».

Примечательно, что одним из самых успешных для наших ребят направлением олимпиад международного уровня является астрономия — предмет, исчезнувший из отечественной школьной программы без малого четверть века назад. С тех пор фанаты изучают его самостоятельно — в кружках либо в курсе физики.

Однако теперь, считает Васильева, настало время вернуть его школьникам сполна: «В том, что этот час в неделю надо вернуть, сомнений нет. Вопрос только в том, как именно и за счет чего это сделать».

А вот восстановления в школьной программе начальной военной подготовки (НВП), о чем в последнее время стали так много говорить, ожидать не стоит, заверила министр «МК»:

Навыки, которые раньше давал этот предмет, сейчас успешно даются в курсе ОБЖ, причем еще начиная с младших классов. Единственное, чего там нет, — это умения разбирать и собирать автомат. Но не думаю, что для большинства выпускников школы, как, скажем, для будущих журналистов, этот навык является остро необходимым. Так что вводить НВП как отдельный предмет не представляется целесообразным.

Марина Лемуткина

Знают ли сегодняшние школьники астрономию? Тест «МК»

Из восьми планет Солнечной системы (Плутон, считавшийся ранее ее 9-й планетой, современной астрономией из этого статуса разжалован) одиннадцатиклассница Настя назвала «МК»: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и Землю.

Семиклассница Олеся также уверенно назвала: Землю, Марс, Нептун, Меркурий, Сатурн.

А вот у десятиклассников (напомним, что именно в 10-м классе в советские времена преподавали астрономию в школе) дело не задалось. После длительных размышлений Ксюше, кроме Земли, пришли на ум только Марс да Луна. Десятиклассник Саша к этой же паре добавил еще и Венеру. Однако попытку обоих школьников причислить к планетам Солнечной системы спутник Земли «МК» решительно пресек.

Зато приятно удивила четвероклассница Маша, легко назвавшая все восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27210 от 22 сентября 2016

Заголовок в газете: Звезды вернут в школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру