Счетная Палата насчитала в бюджете Дагестана нарушения на миллиарды дотационных рублей

10.11.2016 в 19:02, просмотров: 29210

Нецелевое использование средств стало причиной недавней вспышки кишечной инфекции в Махачкале. Итоги инспекции Счетной Палаты могут вынудить Рамазана Абдулатипова сменить место работы.

Счетная Палата насчитала в бюджете Дагестана нарушения на миллиарды дотационных рублей
фото: kremlin.ru

Как известно, в конце октября в Махачкале произошла вспышка кишечной инфекции, в результате чего было госпитализировано около 400 человек, порядка 300 из которых - дети По данным Счетной палаты РФ , реконструкция водоканала велась с многочисленными нарушениями закона, и при этом не менее 35 млн рублей, выделенных на эти цели, было использованы нецелевым образом. В результате, в республике практически не работают системы водоснабжения и водоотчистки, а люди пьют воду, которая не пригодна для употребления.

Тема массовых отравлений в Дагестане стала основной на встрече Главы Республики Рамазана Абдулатипова с Президентом Владимиром Путиным, которая прошла 2 ноября в Астрахани. Рамазан Абдулатипов заверял Президента, что будет «жестко наводить порядок», «принимать самые жесткие меры».  Однако, по информации источников, близких к Администрации Президента, жесткие меры могут быть приняты в отношении самого главы Дагестана.  И причиной тому стал разгромный отчет Счетной палаты РФ по расходованию средств в Дагестане в 2015 году, о результах которого возможно было доложено Президенту накануне встречи с Абдулатиповым.

Как выяснили аудиторы, госдолг республики продолжает расти, а деньги, которые Дагестан старательно выбирает из федерального бюджета и налогов, едва ли уходят на изначально заявленные цели.

Дагестан попал под проверку как регион, в котором бюджет как минимум на 40% формируется за счет федеральных средств. Задача Счетной палаты РФ (СП) в таких регионах следить за тем, чтобы все до копейки средства уходили на обозначенные изначально цели, а финансовая зависимость от Москвы как минимум не росла, а в идеале – снижалась. Но основной вывод всего 135-страничного отчета о проверке исполнения бюджета республики как раз сводится к наименее желательному результату - эффективностью тут и не пахнет.

При этом бюджет, как и расходы республики сложно назвать «скромными». В прошлом году, по данным СП, республика планировала потратить порядка 84,3 млрд рублей, но в течение года увеличила плановые расходы еще на 10,9 млрд руб, до 95,2 млрд руб. Для сравнения, прошлогодний бюджет у соседней Чечни был 64,4 млрд руб., у Калмыкии – всего 8 млрд руб.

И это не говоря о, в принципе, уже ставшим традиционным дефиците бюджета. Дефицит составил 3,3 млрд руб.

Как ни странно, далеко не все из практически 100 млрд бюджетных рублей нашли себе реальное применение. По данным СП, недофинансированными остались порядка 7,7 млрд рублей, это примерно 8,1% от всех запланированных расходов.

Миллиарды в никуда

Ситуация, кстати, повторяется из года в год, только становится хуже – в позапрошлом 2014-м году, пишет СП, к концу года в бюджете оставалось неиспользованными еще 1,5 млрд руб.

Ситуация с бюджетом едва ли вписывается в законы логики. В то время как в бюджете остается не потраченной достаточно внушительная сумма, многие отрасли экономики испытывают большой дефицит средств к развитию.

Как показал анализ Счетной палаты, больше всего от недополучения средств пострадали такие статьи бюджета как «Национальная экономика» (2,6 млрд рублей), ЖКХ (1,5 млрд руб) и здравоохранение (1,3 млрд руб).

Больше всего пострадало ЖКХ. По подсчетам СП, программа «развития жилищного строительства» была профинансирована всего на 39,5%, что меньше половины от запланированных на нее средств. В итоге, указывают аудиторы СП, до конца не была выполнены программы переселения из ветхого жилья, раздачи квартир для ветеранов ВОВ и реставрации. Более того, далеко не все деньги из выделенных были потрачены!

- Необходимо отметить, что по ряду госпрограмм сложился низкий уровень освоения выделенных финансовых средств, - замечают они.

По версии СП, нашли себе применение всего 48% или 191,7 млн руб. от направленных на строительство средств. Стоит ли упоминать, что средняя стоимость новой «двушки» в регионе на сегодня оценивается в 4-5 млн рублей.

От урезания программы, в первую очередь, пострадали социально незащищенные слои населения. Так, даже те дети-сироты, которым по решению суда должны были дать квартиры, остались без них.

Кроме детей, практически забыли и о инвалидах со стариками. По данным СП, социальная программа «Доступная среда» получила не больше 23% от заложенных на нее средств. Сократили и социальные выплаты социально-ориентированным НКО, среди которых поддержали всего 10 организаций из заложенных в бюджете 13-ти. Напрочь забыли власти и о программе гражданской и муниципальной службы – освоено было всего 100 тыс. рублей или 2,3 % от объема профинансированных средств.

- Указанная госпрограмма фактически не выполнялась, - сетуют в СП.

И вполне логично, что дело дошло и до вечной проблемы российских регионов - дорог.

- Остаток средств Дорожного фонда в республиканском бюджете на 2016 год, или недофинансирование составляет 1 738 054,5 тыс. рублей, что составляет 22,3 % от утвержденных показателей на год, - указывают аудиторы.

Тотальное недофинансирование довело до того, что в республике не может вот уже который год запуститься бизнес-инкубатор в городе Дербент. На его оборудование просто отсутствуют средства. Естественным образом от республики отворачивается и бизнес: чисто малых и средних предприятий не только не увеличилось до 7,9 тысяч, как того предполагала соответствующая программа, но и продолжило уменьшение до 7 тыс. штук, хотя еще в 2013-м их было в республике 7,8 тыс.

Спорт превыше всего

Впрочем, у экономической программы правительства Рамазана Абдулатипова есть и свои победители. По данным СП, из всех государственных программ Республики на 100% в прошлом году были профинансированы только несколько, например, как ни странно, «Развитие физической культуры и спорта в Республике Дагестан (на 1,08 млрд. рублей)».

У Рамазана Абдулатипова спорт всегда был в приоритете над остальными статьями расходов. К примеру, еще в бытность ректором МГИКа (бывший МГУКИ) в 2009-2011 гг. Абдулатипов каждые полгода проводил городские турниры по волейболу, одному из его любимых видов спорта, в то же время в институте появился зал кавказских единоборств, хотя этот вид спорта едва ли пользовался популярностью, замечает знакомый с чиновником источник.

Прошлый год тоже не стал исключением — ввод спортивных объектов в республике увеличился на 45%, было построено 43 спортивных объекта, по большей части — стадионы и «центры спортивного развития», рассчитанные минимум на 1000 человек, указывается в документах Минспорта Дагестана. Для сравнения, в 2014 году спортивная политика команды Абдулатипова была куда умеренней – спортивных объектов было построено всего 16, свидетельствует отчет Счетной палаты за соответствующий год. Из крупных мероприятий в прошлом году, к примеру, республика принимала VI Фестиваль культуры и спорта народов Кавказа.

Кстати, некоторые статьи бюджета местное правительство, при желании, может и вовсе перевыполнить, замечают аудиторы СП РФ. К примеру, в предыдущем 2014 году были перевыполнены целевые показатели федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации» и даже с экономией порядка 7 млн рублей.

Эффективность потраченных денег

В Счетной палате не разделяют высоких оценок деятельности Рамазана Абдулатипова, и считают, что деньги, в целом, расходуются неэффективно. Всего в прошлом году республика неэффективно вложила порядка 1,1 млрд рублей, пишут коллеги федеральных аудиторов из республиканского отделения Счетной палаты.

Более того, за год выросла доля бюджета, потраченная с нарушением закона, замечают они. Если в 2014 году «незаконными» были признаны 137 млн руб. расходов, то в 2015-ом – уже 170 млн.руб.

Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки Счетной палаты в Дагестан, составила 857 млн рублей

Перефинансированность одних отраслей и недофинансированность других ведет к тому, что у республики растут долги, причем, не только перед государством в целом, но и перед коммерческими структурами.

За год, указывается в отчете СП, эти суммы рекордно выросли на 40% с 3,6 млрд руб. до 5,1 млрд рублей.

- Основная часть задолженности (94%) приходится на расчеты по принятым, но неоплаченным обязательствам. К примеру, по оплате дорожных работ, в основном увеличение задолженности обусловлено недофинансированием именно дорожной деятельности, - замечают аудиторы.

Похожая история происходит и с долгом по ценным бумагам и облигациям. За год по отношению к общему объему доходов республики госдолг вырос с 68 до 78%, замечают в Счетной палате. К началу января 2016 года он составлял, ни много ни мало, 17 млрд рублей, за год увеличившись на 13%. Вероятно, из-за возросших банковских ставок правительство начало снижать долю коммерческих кредитов

Рамазан Абдулатипов легко тратит в долг, говорит анонимный собеседник. По его словам, будучи ректором МГУКИ Абдулатипов много тратился на поддержку всевозможных «культурных обменов» и различных мероприятий, необходимость в которых была по меньшей мере спорной. К примеру, вспоминает он, юбилей университет праздновал в Крокус Сити Холле, что по тем меркам тянуло на «пару десятков миллионов».

По данным СП, «дотационность» бюджета Дагестана все еще продолжает оставаться на довольно высоком уровне в 74,2%.

Остальные экономят

Проблемы Республики были бы вполне предсказуемы и, в принципе, не имели бы такую значимость на фоне, скажем, соседних регионов Северного Кавказа. Но, ознакомившись с несколькими доступными отчетами местных отделений СП, складывается впечатление, что соперничать с Дагестаном в неэффективности выполнения государственных программ не может никто.

К примеру, в Карачаево-Черкесской республике за прошлый год неэффективно потратили всего 77,6 млн руб. (в Дагестане, напомним, 1,1 млрд руб.), в том числе порядка 59 млн руб. было потрачено в обход условий финансирования целевых программ региона, свидетельствует отчет местной СП за прошлый год. Всего с нарушением законодательства потратили 388 млн руб. посчитала СП, это не больше 4% от всех бюджетных средств региона. Не возникало проблем у региона и с «квартирным вопросом»: за год ввели 182 тыс. кв.м. жилья при плане в 100 тыс.кв.м., то есть программа была даже перевыполнена, а на улучшение жилищных условий детей-сирот и инвалидов было потрачено 23,4 млн руб. из 29,5 млн. руб. ранее запланированных. Кстати, весь бюджет республики в прошлом году уложился в 16 млрд руб. (из них всего 5 млрд руб. выделено федеральным центром).

Сравнимые с Дагестаном показатели по использованию бюджета показывает лишь Кабардино-Балкария. По данным ее СП, в прошлом году с нарушением закона было потрачено 2, млрд руб. бюджетных средств, столько же, сколько и в Дагестане. Схожими с Дагестаном темпами у республики растут и долги.

При этом, у СП не оказалось претензий к республике по расходам на социальные программы и ЖКХ, основная часть нарушений (95%) пришлась на финансирование спортивных и административных структур.

Все же, главная проблема, отличающая сегодня финансовое планирование в Дагестане от соседних регионов – в несоответствии заявленных целей заложенным средствам, замечают аудиторы федеральной СП.

- «Анализ реализации госпрограмм РД в 2015 году показал, что отсутствие увязки планируемых объемов финансирования с конкретными достижимыми показателями приводит к недостижению целей», - заключают в СП.

По плану Главы республики, закончить свое превращение из «депрессивного» региона в «привлекательный» Дагестан должен к 2019 году. Однако, как показывает практика, это у команды Рамазана Гаджимурадовича получается едва ли. Только избравшись на пост Главы республики в 2013 году, одной из своих приоритетных задач он ставил «обеление экономики» и повышение уровня сбора налогов, о чем Абдулатипов, в частности, также говорил в своем интервью телеканалу «Россия 24» в сентябре 2013 года. Но в 2015-ом налоговый дефицит сохранился у региона на уровне 14,8 млрд рублей. Ставил Абдулатипов и более амбициозные цели — «за три-четыре года» прекратить отток населения из республики (каждый год из нее уехжает порядка 20 тыс. человек) и снизить дотационность региона хотя бы до 50%. По итогам прошлого года она составила, напомним, более 74%.

- В последнее время мы часто слышали заявления дагестанского главы о том, что республика не должна просить денег у федерального центра, а «по-хозяйски распоряжаться тем, что имеет». И что мы видим? Миллиарды, идущие в республику из федеральной казны, недофинансируются жизненно значимые для граждан сферы, деньги тратятся нецелевым образом. Коррупция в Дагестане стала понятием нарицательным, и похоже, что Главе республики придется отвечать за это своим креслом.  Тяжелый разговор с Президентом это далеко не первый сигнал, который посылался Абдулатипову.  Думаю, что от него устали не только в Дагестане, но уже и в Москве, - сказал директор Института глобализации и социальных исследований Борис Каргалицкий.

По информации источника, близкого к Абдулатипову, Глава Республики, просил Президента о возможности «вернуться на дипломатическую службу», например, в качестве его спецпредставителя по связям с исламскими странами.  Уже в ближайшее время МИДу может быть поручено проработать целесообразность создания такой должности и назначения на нее Рамазана Абдулатипова.  Как утверждает источник, это позволит Абдулатипову с достоинством покинуть республику. 

Андрей Касаткин