"Турист, убирайся домой": почему Испания стала мишенью террористов

Главным подозреваемым в совершении теракта называют 18-летнего парня

География террористических нападений в Европе растет – в печальный список попала прекрасная Барселона. В самом ее центре, в самом любимом туристами районе произошло нападение, унесшее тринадцать жизней. И вновь «орудием» террориста стал автомобиль. Так было уже в Берлине, Стокгольме, Ницее, Лондоне...

Туристы со всего света оставляют немало денег в Барселоне. Однако жители каталонской столицы эту публику не очень любят: из-за толп отдыхающих растут цены, а местное население беднеет. На днях даже устраивались антитуристические шумные акции. А в центре города на чьем-нибудь балкончике легко можно увидеть плакат с надписью «Tourist go home, you are the terrorist» («Турист, убирайся домой, ты – террорист»).

Но для настоящих террористов что понаехавшие туристы, что коренные барселонцы – все равно. Для них и те, и другие – это только мишень.

Главным подозреваемым в совершении теракта называют 18-летнего парня

Вечером в четверг, 17 августа, белый автомобиль врезался в толпу пешеходов на знаменитой барселонской Рамбле. Автофургон проехал около 500 метров, сбивая людей. Машина остановилась на мозаике Жоана Миро, рядом с кошерным рестораном. Водителю удалось скрыться с места преступления.

По подозрению в причастности к барселонскому теракту были задержаны двое: некий марокканец, а также житель Мелильи, испанского анклава в Северной Африке. Но ни один из них не управлял минивэном.

По информации полиции, ставший орудием теракта автомобиль был взят в аренду неким Дриссом Укабиром. Его фотографию распространили СМИ – полиция начала охоту за ним.

Однако задержанный к северу от Барселоны 28-летний марокканец Дрисс Укабир, как уверяют масс-медиа, сообщил полиции, что его документы были украдены до того, как машина была взята напрокат.

Тем временем испанская пресса обнародовала имя подозреваемого в совершении барселонского теракта: Муса Укабир – его называют братом упомянутого выше Дрисса Укабира. Мусе, по одним данным, всего 17 лет, по другим – 18. Журналисты сообщают, что Муса писал в соцсетях о борьбе с «неверными».

Читайте материал: "«Там адское месиво»: подробности с места страшного теракта в Барселоне"

В ходе спецоперации в Камбрильсе, небольшом приморском городке к юго-западу от Барселоны, испанскими полицейскими были застрелены четверо подозреваемых (еще один был задержан, но умер от полученных ран) и предотвращен второй теракт, который должен был последовать за нападением в каталонской столице. По информации испанских СМИ, в Камбрильсе ночью в пятницу злоумышленники сбили минивэном несколько человек, нанеся им травмы. Нападавшие ранили семерых человек, включая полицейского. Найденные у ликвидированных террористов «пояса смертников» оказались муляжами.

В контекст последних событий вписывается, вероятно, и инцидент в городе Альканар (находится примерно в 200 км от Барселоны и 90 км от Камбрильса) – там в одном из зданий прогремел взрыв, в результате которого погиб человек. Полиция предполагает, что там могли изготавливать взрывчатку.

Среди погибших и пострадавших на Рамбле в Барселоне – граждане разных стран. Сообщается о гибели нескольких туристов из Германии, погибшей объявили приезжую из Бельгии.

А жители Барселоны начали «постить» в Сеть фотографии с котиками и хэштегом #Barcelona – кто-то просто считает, что не надо выкладывать изображения убитых и раненых, а кто-то призывает не раскрывать для террористов действия полиции. Возможно, они и правы, ведь одна из задач террористов – сеять ужас и панику, а заодно рекламировать себя.

Испанский премьер Рахой назвал случившееся «джихадистским нападением». Сообщается, что ответственность за теракты в Каталонии приписало себе «Исламское государство» (ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России). Эта группировка ранее призывал своих сторонников совершать атаки в европейских городах с использованием транспортных средств.

До определенного времени террористические проявления в Испании ассоциировались главным образом с действиями баскских сепаратистов из левонационалистической группировки ЭТА. Но 11 марта 2004 года за три дня до парламентских выборов в Мадриде была совершена серия взрывов в пригородных электричках Тогда погиб 191 человек, более 2 тыс людей получили ранения. К слову, по горячим следам тогда тоже подумали, что это было делом рук ЭТА, однако вскоре стало очевидными, что теракт был организован исламистами (символично, что взрывы были устроены через 911 дней после терактов 9/11 в Америке), вдохновлявшимися идеями «Аль-Каиды» (террористическая группировка, запрещенная в России). В то время руководимая правым правительством Испания наряду с США и Великобританией была среди главных участников вторжения в Ирак. На состоявшихся после терактов выборах победили социалисты, которые заявили о выводе испанского контингента из арабской страны.

Почему Испания стала мишенью нынешних атак? Дело тут даже не в том, что испанские военные участвовали в международной операции в Афганистане. И не в том, что королевство – пусть и не самым активным образом – входит в антитеррористическую коалицию, воюющую против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) в Ираке и Сирии.

Дело даже не в том, что Испания занимает особое место среди европейских стран в картине мира радикальных джихадистов. А она занимает: стоит вспомнить, что наставник Усамы бен Ладена, палестинский исламист Абдалла Аззам призывал к всемирной войне для завоевания вновь всех территорий, которые исторически были частью исламского мира. И наряду с Палестиной, Бухарой и Ташкентом, Ливаном, Сомали, Филиппинами он упомянул Андалусию (то есть юг Испании). Как известно, Пиренейский полуостров, завоеванный маврами, несколько веков был частью исламского мира, пока не произошла Реконкиста – и Испания не стала одним из главных оплотов католической веры.

«Вина» Испании состоит, вероятно, просто в том, что она является частью того мира, куда входят и Париж, и Лондон, и Москва, и Санкт-Петербург, и Берлин, и Стокгольм. Мира, который так ненавистен воинствующим джихадистам.

Ну, а заполненная туристами Рамбла – это идеальная «мягкая мишень». Вроде той, какой была Английская набережная в Ницце вечером 14 июля 2016 года, когда ворвавшийся на нее на грузовике террорист давил праздновавший День взятия Бастилии людей. И заметим, что даже введенное во Франции после кровавых терактов 2015 года чрезвычайное положение не мешает джихадистам устраивать свои вылазки. Причем мишенями атак становятся не просто зеваки-туристы, а силовики. Вспомним, что на Елисейских полях в Париже в апреле за несколько дней до президентских выборов был застрелен полицейский Ксавье Жюгель. А совсем недавно, 9 августа, в одном из парижских пригородов террорист въехал на БМВ в группу французских солдат, участвующих в контртеррористических мероприятиях. По счастью, никто не погиб, а злоумышленника через несколько часов удалось нейтрализовать.

Что уж тут говорить об Испании, которая, похоже, немножко расслабилась – ведь громкие террористические атаки в последние годы обходили ее стороной. А расслабляться никому нельзя. Согласно опубликованному в июне исследованию Центра противодействия терроризму Вест-Пойнта, из 178 человек, арестованных в Испании за последние три года по подозрению в связях с террористической деятельностью, почти четверть составляли люди из Барселоны.

Ужас Анастасии Заворотнюк: актриса едва не стала жертвой барселонского теракта

Ужас Анастасии Заворотнюк: актриса едва не стала жертвой барселонского теракта

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27473 от 19 августа 2017

Заголовок в газете: Кровь и слезы Барселоны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру