Имущество из Исаакия начали раздавать "желающим"

"Сейчас собор переживает эпоху охоты на ведьм"

Судьба Исаакиевского собора до сих пор официально не решена. Но, судя по происходящему, тихая работа по сворачиванию деятельности музея ведется. В ГМП «Исаакиевский собор» с недавних пор — крайне строгие внутренние порядки. О корпоративной жизни музея сотрудникам теперь рассказывать нельзя. Но Комитет по культуре издал недвусмысленный документ, предлагающий другим городским музеям разобрать имущество, находящееся в оперативном управлении Исаакия, — якобы концертное оборудование и прочие атрибуты светской деятельности ему больше не нужны. Более того, многочисленную спецтехнику, предназначенную для облегчения доступа в собор маломобильным группам населения, комитет тоже «раздает». Скандальное письмо, к которому комитет приложил список из более чем ста позиций, облетело городских общественников.

"Сейчас собор переживает эпоху охоты на ведьм"

Корреспондент «МК» поговорил с руководителем научно-инновационных проектов музея Илоной Хитаровой о том, что происходит в Исаакии. По словам Хитаровой, 1 ноября она впервые добилась встречи с новым директором Юрием Мудровым — настаивать на этом пришлось месяц. Директор долго и обстоятельно говорил сотруднице, что они «не сработаются». Основным аргументом выдвигая тот факт, что Хитарова — сторонница сохранения музея.

— Вы полагаете, все идет все-таки к передаче собора церкви?

— В качестве основного аргумента, почему мы не сработаемся, Мудров говорил о том, что я высказывалась за сохранение музея, — отвечает она. — Так что, скорее всего, да.

«Сейчас Исаакиевский собор переживает эпоху «охоты на ведьм», — рассказывает сотрудница. — Все очень грубо, категорично. Такое ощущение, что нас специально провоцируют на конфликт. Могу привести пример. Мне дают бумагу об отсутствии на работе, зная, что я находилась у себя в кабинете. Моей коллеге дают уведомление об увольнении, зная, что у нее маленький ребенок. Какой в этом управленческий смысл?..»

Сотрудники концертного отдела, который теперь в городе называют «бродячим», и вовсе в отчаянном положении. Человек, пожелавший остаться анонимным, рассказал «МК», что сейчас концертная деятельность в музее открыто минимизируется. «Как «непрофильные» для восточного христианства прекращены популярные в городе органные концерты в базилике св. Екатерины, запущен процесс передачи другой организации одного из известнейших хоровых коллективов в городе. В такой ситуации вполне очевидны опасения, что вскоре по акции «отдам даром» уйдет звуковое, световое оборудование, а главное — уникальные инструменты, в первую очередь цифровой орган и превосходный клавесин (на котором, к слову, играл сам Густав Леонхардт), полюбившиеся горожанам на концертах в базилике святой Екатерины, а также уже забытый многими рояль Steinway, ожидающий площадки, так и не появившейся взамен концертного зала в Смольном соборе».

«Раздает» комитет и инфраструктуру, созданную для доступа в собор маломобильных групп населения. Пока что к переделу предложено только то, что осталось после Смольного собора, но всем понятно, что дорогое современное оборудование Исаакия — на очереди. «Мне, к примеру, непонятно, почему оборудование для инвалидов и другие предметы, сделанные специально для Смольного, нельзя было бы просто подарить РПЦ? — задается вопросом сотрудница музея. — Туда же продолжают приходить люди, в том числе с ограниченными возможностями, и все эти вещи могли бы им пригодиться».

Несмотря на подозрительную ситуацию с раздачей оборудования, Хитарова не считает, что на музей давят какие-то внешние силы. «Я не думаю, что какое-то давление со стороны чиновников существует, — отвечает сотрудница на вопрос об отношениях с Комитетом по культуре. — Так же, как я не верю, что президент велел увольнять из музея матерей с малолетними детьми или патриарх пожелал разогнать научную работу. Не надо все сводить к политике. Все намного пошлее, грубее и утилитарнее. Ситуация конфликта делает внутреннюю систему музея непрозрачной, позволяет списать все промахи на «классовых врагов» или городских чиновников. Это удобно, это выгодно. Каждой влиятельной силе говорится именно то, что она хотела бы услышать».

Сейчас в музее на грани увольнения все молодые, активные и перспективные сотрудники: волна сокращений пошла после 10 октября. Те, кто двигал музей вперед, благодаря кому в дирекции всегда царила творческая рабочая обстановка. Теперь же «дирекция больше всего напоминает кладбище».

Деятели же, называющие себя православными активистами, тем временем перешли в наступление. Некая «Священная Лига Святого Георгия» обратилась к губернатору Георгию Полтавченко с вопросом: «Почему затягивается передача собора церкви?» Из городской администрации ответили, что для формальной передачи достаточно заявки в Комитет имущественных отношений (КИО), оформленной согласно закону РФ. Но она до сих пор от епархии не поступила. Губернатор Георгий Полтавченко в ответ на вопрос о судьбе Исаакия еще раз отметил, что он для него был и будет «решен».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27541 от 9 ноября 2017

Заголовок в газете: Исаакиевский собор оставляют без имущества

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру