«Дебилы идут на обгон по встречке»: русская дорожная смерть

Дураки на дорогах опасней плохих дорог

«13 мая 2000 года. Женщина, 30–37 лет. Состояние крайне тяжелое. Сознание отсутствует. Пульс 60–65 уд./мин слабого наполнения и напряжения. Дыхание Чейн-Стокса. Лицо залито кровью... Кровотечение из полости рта и носа... кричу народу: «На какой машине повезем [в больницу]?» В ответ было несколько возгласов (что-то про то, что все равно помрет). Муж бьется в истерике и умоляет отвезти ее в больницу».

Дураки на дорогах опасней плохих дорог

«27 мая 2000 года: «Сейчас это вспоминается как страшный сон: вылетающий бензовоз, инстинктивный уход Славиной машины вправо, облако пыли, поднятое заехавшими правыми колесами на песочную обочину, задница машины, уходящей в кювет, столб грязи (машина, ударившись задней частью, сделала кульбит и упала на крышу)...»

Это две цитаты из двух разных отчетов добровольцев команды помощи сиротам Мурзик.ру о поездках в детские дома. Первый фрагмент описывает то, как мы обнаружили перевернувшийся (на ровном месте, на прямой дороге) автомобиль с пострадавшими, и наши попытки помочь, которые, увы, успехом не увенчались.

Во второй истории неудача постигла уже нашу машину с добровольцами, двигавшуюся в колонне в детские дома Рыбинска. В результате того, что водитель не справился с управлением, его автомобиль улетел с трассы. Пострадали и водитель (легко) и пассажирка (тяжело). К лечению пассажирки пришлось подключиться мне лично, в итоге все обошлось, даже инвалидом не стала.

Как видно по датам отчетов, такие «приключения» на дороге мы нашли с разрывом всего в две недели!

Представляете, сколько всего я насмотрелся за 18 лет и более полумиллиона километров таких поездок в детские дома? Одно время я на полном серьезе раздумывал: «А не купить ли нам реанимобиль, чтобы быть во всеоружии, если что?»

И ведь не шутка — количество ДТП в нашей стране такое, что если ездишь на дальние расстояния, то в каждой поездке обязательно одно-два по пути увидишь.

Правда, на самый момент аварии попадаешь редко, чаще пострадавших либо увезли, либо наблюдаешь уже остывшие трупы, лежащие на проезжей части или зажатые в автомобиле. Спасать некого.

Гибнет на наших дорогах просто дикое количество людей: каждый год около 30 000 человек! Существует даже рейтинг опасности федеральных трасс, который составляется на основе данных статистики — по количеству смертей на 10 или 100 километров трассы. Лидер прошлого года — трасса А 146 Краснодар—Верхнебаканский: унесла 71 жизнь на 150 км. Таким образом, «индекс смерти» — почти 50 погибших на 100 километров дороги!

В целом по России на 100 километров дорог федеральных трасс гибнет около 12 человек. В европейских странах — в разы меньше, и это притом что автомобилей там в разы больше!

В чем причина? Кто виноват?

Несмотря на то что у нас традиционно принято ругать дороги, я убежден: главная причина высокой смертности в ДТП в России — слишком большое количество идиотов на дорогах: и за рулем, и пеших!

К примеру, одно время мне очень часто приходилось ездить по трассе М 9 «Балтия» (Новорижское шоссе). От Москвы до Волоколамска — это шикарная трасса, не хуже европейских или американских. Пробки там если и бывают, то только в самые пиковые часы. Однако периодически натыкался на совершенно жуткие заторы среди дня, когда в обычной ситуации можно пролететь от Красногорска до центра Москвы за 20 минут. В чем дело? Оказывается, какому-то дебилу скорость движения потока 110 км/ч показалась недостаточной, он решил «в шашечки» поиграть! То есть пытался ехать быстрее скорости потока, совершая резкие перестроения из ряда в ряд. Результат — три разбитые машины, перегораживающие три полосы из четырех, и часовое стояние в пробке. Как мы видим, качество дороги тут ни при чем! Всё — сами!

Я мог бы составить коллекцию видео с записями того, как некоторые дебилы идут на обгон по встречке практически мне в лоб, да так, что мне приходится тормозить практически до полной остановки или, если есть обочина, уходить на нее. Думаю, каждый из вас, кто много ездит за рулем на дальние расстояния, оказывался в таких ситуациях. Но не каждый водитель, которому на встречку вылетел подобный камикадзе, успеет быстро отреагировать. В результате — лобовое столкновение с кучей трупов!

Частая причина аварии — неправильный выбор скоростного режима. Жертвы пьяного зачатия, процент коих в России крайне велик, не всегда в состоянии адекватно оценить дорожную ситуацию, вовремя перестроиться и тем более вовремя в случае необходимости снизить скорость. В итоге — «не справился с управлением, вылетел с трассы, врезался в дерево и погиб», «вылетел на встречную полосу, совершив лобовое столкновение с двигавшейся навстречу фурой» и прочие эпитафии из полицейских протоколов.

Для меня лично совершенно безумная манера езды некоторой части наших сограждан — один из главных факторов, выраженно снижающих качество жизни в России. Заметьте: не слабая наша экономика, не сомнительная внешняя политика власти, а — стиль вождения. Потому что по большому счету и экономическая политика, и внешняя политика меня касаются очень и очень опосредованно, через целый ряд звеньев, и у меня есть возможность как-то смягчить это влияние, нивелировать отрицательный эффект. А вот с идиотами на дорогах я ничего поделать не могу! А ведь сталкиваешься с ними каждый день!

Изменить тут что-то не в моих силах. Изменить что-то может только власть. И власть — да, пытается что-то делать. Ужесточается наказание за нарушения ПДД, устанавливаются видеофиксаторы. Но власть — это не только Владимир Путин или Дмитрий Медведев, не только министр внутренних дел Владимир Колокольцев, власть — это и простой гибэдэдэшник, который, вместо того чтобы обеспечивать безопасность движения, прячется в кустах, чтобы срубить денег. На безопасность ему наплевать. Более того, иногда ради каких-то своих, неведомых, целей «служители закона» просто создают аварийную ситуацию!

Вот, к примеру, посещали мы детские дома Владимирской, Нижегородской и Кировской областей — они идут друг за другом, поэтому объезжали мы их по цепочке. Длина «цепочки» — тысяча сто километров в один конец. А ведь нужно заехать в каждый, разгрузиться, раздать детям-сиротам обувь и одежду с примеркой. На детский дом уходит от двух до трех часов. Так что, выехав из Москвы в 2 часа ночи, в третьей точке, в детском доме «Кораблик» в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области (около пятисот километров от Москвы), мы были где-то около 17 часов. Завершив в детском доме все дела, около семи часов вечера мы выдвинулись в направлении Кирова.

И вот выезжаем мы из деревни Кузнецово, зима, темнеет рано, метель — ничего не видно, дорога вся в ямах, прикрытых снежной кашей, и вдобавок ко всему — туман с близлежащего водохранилища. Ясное дело, еду я со скоростью 40 км/ч, потому что ни при ближнем свете фар, ни при дальнем толком ничего не разглядеть, ну и ямы в шахматном порядке — как ни крутись, не объедешь. Естественно, в напряжении, потому что велика опасность при такой плохой видимости не разглядеть пешехода либо стоящую на обочине машину.

И вот показалось, как будто что-то мелькнуло на дороге, но так слабо, едва-едва, ведь снежная пелена да туман — как ни вглядывайся, не поймешь, показалось или нет. На всякий случай включил на секунду дальний свет. Кто знает, тот понимает — при сильном снегопаде от дальнего света толку мало: потому что он отражается от снежной стены и видно хуже, чем в ближнем свете фар. Но тем не менее в лучах дальнего света вроде как разглядел я блеск отражателей на одежде. И правда, стоят сотрудники ГИБДД и уже приветливо машут мне своей полосатой палкой. Вот, думаю, что у людей с головой? Ведь не видно ничего! А если бы не включил я дальний свет — снес бы их! Причем и машины их не видно — проблесковые маячки не включены, даже «аварийка» не включена!

А я уставший, ведь 15 часов уже в поездке, с двух ночи до семи вечера. Сил с ними ругаться нет. Какова причина остановки? Долго ходил инспектор Агеев вокруг машины, искал, к чему бы придраться. Наконец обнаружил, что подсветка заднего номера не горит! Я ему объясняю: «У вас такие ямы на дороге, что пломбы из зубов повылетают, не то что лампочка треснет! Удивляюсь, что фары еще горят!» Нет, стал протокол составлять. Штраф — 500 рублей. Как вы понимаете, не штраф меня огорчил, не в деньгах тут дело. Вопрос ведь принципиальный: сотрудник ГИБДД, главная задача которого — обеспечивать безопасность дорожного движения, напротив, сам стал источником опасности на дороге! И ради чего? Ради выполнения «плана по штрафам»? Или, может, на мзду рассчитывал? Не знаю. Но факт: «доблестный» сотрудник ГИБДД Чкаловского района (ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Городецкий») Нижегородской области инспектор Агеев продемонстрировал несоответствие занимаемой должности.

Думаю, каждый из вас, кто много ездит за рулем, сталкивался с подобными или похожими ситуациями.

Отсюда вывод: какие бы благие намерения ни имели президент, премьер-министр, правительство и Государственная дума, какие бы правильные законы ни принимали, толку не будет, пока закон и порядок на местах будут защищать такие вот инспектора агеевы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27547 от 16 ноября 2017

Заголовок в газете: Русская подорожная смерть

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру