Увлечение помогло учениям

Архангельские спасатели научились применять дедуктивный метод при поисках потерявшихся в тайге

Сотрудникам МЧС России в их работе помогают не только их профессиональные и человеческие качества. Бывает и так, что увлечения спасателей подсказывают, как вывести работу на новый уровень. Павел Захаров — начальник специализированной пожарно-спасательной части имени Героя Советского Союза В.М.Петрова в Архангельске — фанат путешествий по северной тайге. Особенно он любит бывать там, где на десятки верст вокруг ни одного населенного пункта, ни одной сотовой вышки. Поневоле будешь размышлять, как можно быстрее находить людей, заблудившихся в таких местах. А тут в область для нужд МЧС поступили новенькие квадроциклы. И как было не попробовать применить их для поисково-спасательных операций?

Архангельские спасатели научились применять дедуктивный метод при поисках потерявшихся в тайге

— Мы решили обучить личный состав методике поиска в лесу, — рассказывает Павел Захаров. — Это необходимая практика. Для полигона выбрали Приморский и Мезенский районы. Группа из четырех человек, в которую вошли Денис Коджебаш, Иван Дорофеев, Илья Попков и Денис Барташевич, выдвинулась на двух «УАЗах» с прицепами и двумя квадроциклами. На них предстояло пройти основную часть пути.

Вводную часть учений Павел разработал лично.

— Легенда была следующей. Группа из трех рыбаков-туристов отправилась в поход на самодельном транспортном средстве на пневмоходу (на Севере такие называют каракатами) из поселка Поморье Приморского района в поселок Ручьи Мезенского района. Последняя информация о местонахождении группы поступила по спутниковой связи. Группа была в районе моста на реке Падун, где остановилась для отдыха. Оттуда рыбаки созванивались с условным знакомым, после чего на связь не выходили, — рассказал Захаров.

Оставив необходимую информацию помощнику, сам он отправился глубоко в тайгу, где «спрятался» в избушке. По пути он оставлял специальные метки — «зацепки» для своих подчиненных, трое из которых впервые участвовали в подобном тренинге. Дело в том, что когда люди теряются в лесу, то уже через несколько дней площадь поиска может расшириться до десятков тысяч квадратных километров, ведь за один день «потеряшка» может пройти до 40 км. Поэтому самое важное в поисках не просто отрабатывать площадь поиска, а находить «зацепки», которые могут быть самыми разными. Для этого спасателям необходимо развивать владение дедуктивным методом.

— В одном месте я приметил брошенный каракат, в нем оставил записку, — рассказывает Павел Захаров. — Здесь рыбаки сломались, решили, что назад им пешком не дойти, а впереди должна быть изба. Понимая, что их будут искать, оставили записку. Поэтому поисковики должны были обыскать каракат и найти эту записку. И они действительно это сделали.

В другом месте Захаров оставил костровище. Потом где-то «забыл» пачку сигарет, где-то спиннинг или радиостанцию без батареи.

Учения проходили в настоящих «боевых» условиях — исключительно на открытом воздухе, с ночевками в палатке и приготовлением пищи на костре. И без столь привычной всем нам сотовой связи. Конечно, и у Павла Захарова, и у группы поисковиков были с собой спутниковые телефоны. Но этой связью договорились пользоваться только в исключительных случаях, ведь одна минута разговора по «спутнику» стоит более 300 рублей, много не наговоришь.

Несмотря на сложность задачи, «потеряшка» в конце концов был обнаружен.

— Для нас вести работы в природной среде не проблема, мы привычные, — говорит участник учений Денис Коджебаш. — Трудности были с техникой. Среда довольно агрессивная, местность болотистая, в лесу много воды, как раз выпал снег. Но чем хороша отечественная техника — она пригодна для ремонта и ее не нужно гнать в сервис, все делается своими руками. В целом же это были настоящие учения.

Сюжет:

МЧС России во имя жизни 2017

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру