"Ветеранов уважаю": с пенсионерки взыскали полмиллиона за рухнувший дом

Хотя причиной ЧП могла стать вибрация от стройки

Жуткая история, которая совершенно не вяжется с лозунгами про скрепы, память о воинской славе и почтение к ветеранам, произошла в Курске. Полгода назад там обрушилась стена дома, где живет 95 летний ветеран Великой Отечественной войны Любовь Козинец. Груда битого кирпича угодила на припаркованные рядом иномарки. Разгневанные хозяйки — две молодые местные жительницы — подали в суд. Подали и… выиграли. С триумфом прокатились колесами своих помятых легковушек по воинской славе, по скрепам да и взыскали полмиллиона рублей.

Хотя причиной ЧП могла стать вибрация от стройки

«Неужто бомбят?!»

Началась эта история 27 марта. Любовь Козинец и ее 75 летняя племянница были дома. Вдруг услышали непонятный треск. Еще мгновение — и дом пошатнулся, а треск перерос в грохот. Неужто бомбят?!

Оказалось, рухнула внешняя кирпичная стена дома. Вообще он, дом, заслуживает отдельного внимания. Улица Павлова, дом 2, — это самый центр Курска. Каждый клочок земли на вес золота. Вокруг сплошь новенькие торговые центры да офисные башни. И посреди всего этого урбанистического великолепия притулился одноэтажный дом-старикашка — частная собственность гражданки Козинец. Домишко без преувеличений помнит царский режим — ему 150 лет. Построен из бруса, а затем снаружи обнесен кирпичом. Любовь Козинец поселилась с отцом здесь еще до войны. Отсюда ушла на фронт санитаркой. Здесь же пережила оккупацию — не уехала никуда, хотя предлагали. Впоследствии дослужилась до замглавврача местной больницы. Ее двор, из которого полгода назад выгребали груды битого кирпича африканские студенты-волонтеры, помнит и настоящую зенитку, которая стояла здесь во время войны. Даже рухнувший кирпич, и тот необычный — старинный, с клеймами. Был бы современный, рухнул бы гораздо раньше. В 2014 м в непосредственной близости от дома Козинец началась внушительная стройка. Кругом все дрожало и стонало. Старинная кладка долго терпела и не выдержала только к столетию Октябрьской революции.

Однако у застройщика на все вопросы жителей ответ был один: это не мы. Позиция застройщика сводилась к тому, что у них все работы идут в рамках регламентов и они вообще не забивали сваи.

Застройщик — местная фирма «Промресурс». Глава группы компаний с одноименным названием — Николай Полторацкий, сфера интересов которого весьма обширна. Кроме успешного бизнеса (порядка 50 ТЦ в разных городах Черноземья) у него еще и впечатляющая политическая карьера народного избранника. С 1999 года и по сей день господин Полторацкий — депутат Курской областной думы. Обладатель почетного знака «За особые заслуги перед городом», медали преподобного Серафима Саровского 2 й степени и ордена преподобного Сергия Радонежского 3 й степени. Начал трудовую деятельность как… мастер буровзрывных работ.

«Я ветеранов люблю, уважаю, но иск не заберу»

Злополучная стена рухнула на «Форд Фокус» и «Шевроле Лачетти». Кстати, как считают юристы, иномарки были припаркованы с нарушением ПДД. В том месте пожарный проезд и, соответственно, парковка там запрещена. Однако суд этот момент вообще не исследовал и такое «пустяковое» обстоятельство со стороны самих потерпевших не учитывал.

Хозяйки — Ирина Рудько («Форд») и Юлия Жукова («Шевроле»), ринулись в суд. Правда, перед судом Рудько с мужем прислали бабуле письмо с требованием погасить долги. К слову, «Форд» экспертиза признала не подлежащим восстановлению. В письме девушка оценила своего железного коня в 850 тысяч рублей.

— По рыночным ценам на вторичке «Форд Фокус» второго поколения 2008 года выпуска даже в идеальном состоянии стоит от силы 450 тысяч, — возмущается юрист Олег Дроздов. Он вел это дело в районном суде и обещает не бросать и дальше. — Потом к иску они уже приложили экспертизу, в которой было 350 тысяч ущерба. Возможно, в расчете на то, что старики всегда откладывают на похороны и бабушка испугается, отдаст всё, что за душой есть.

За душой ничего не было. Чтобы нанять адвоката на суд, Козинец и ее престарелой племяннице пришлось продавать антикварные вещи из собственного дома.

Кроме того, истицы пытались взыскать со старушки еще и моральный вред. Это, кстати, на заметку юристам, которые вечно ищут новые аргументы для своих клиентов, почему те страдали и теперь им надо получить за это компенсацию. Вот цитата из требований: «Взыскать 500 тысяч рублей в связи с нарушением привычного образа жизни, выразившегося в невозможности ездить на работу на автомобиле». В удовлетворении этих требований суд отказал.

Когда завертелась судебная машина, вразумить истцов пытались и общественники, и журналисты. Даже на телевидении был сюжет.

— Истицы прямо в эфире говорили: «Я ветеранов очень люблю, уважаю, но иск не заберу! — вспоминает очевидец.

Снизить градус в этой баталии пытались и активисты из движения «Бессмертный полк».

— Я предлагал истцам собрать для них деньги, чтобы «погасить» все вопросы, — говорит глава движения Николай Земцов. — Они ни в какую. Но мы все равно собрали определенную сумму на счет Любови Козинец. — Мы со дня на день ждем копию решения суда. После этого в дело включатся московские адвокаты, подготовят апелляционную жалобу. В любом случае сама бабушка по судам не ходит.

«Железобетонные улики»

— Мы пытались поднять вопрос вины застройщика в суде, — сетует юрист Олег Дроздов. — Инициировали строительную экспертизу. Но эксперт не смог установить, есть в ТЦ сваи или нет. Сами застройщики уверяют, что при закладке фундамента просто рыли узкие ямы 14 метров глубиной и заливали туда бетон и железную арматуру ставили. Якобы никаких свай там нет. Но откуда тогда шум и треснувшие стены в соседних домах?

Самое удивительное, что на последних заседаниях в суде уже и истицы стали понимать, что нужна строительная экспертиза. Эксперт прошлась вдоль новенького ТЦ. Пригонять туда экскаватор и рыть землю, естественно, строители не дали. Теперь, по словам Олега Дроздова, эти же требования о строительной экспертизе будут заявляться во второй инстанции как основное доказательство причины обрушения и, как следствие, вины застройщика.

Местные неравнодушные граждане несут бабушке кто что может. Одни холодильник купили, другие крышу подлатали.

Резонно спросить: раз дом Козинец дышал на ладан, почему ее не переселили? У чиновников ответ простой: это частная собственность, а денег в бюджете, как всегда, нет. То есть нет их на то, чтобы переселить ветерана в равноценное жилье. Один только участок под домом №2 на улице Павлова оценивается в шесть миллионов рублей по самым скромным кризисным расценкам. В пересчете на московские квадратные метры это, конечно, не деньги. В Первопрестольной за такую сумму можно взять двушку или трешку в глухом спальном районе без метро. А в Курске, для сравнения, двушка в новостройке в новом ЖК в хорошем районе стоит 2 миллиона. И Любови Козинец такой переезд даже когда-то предлагали. Только вот она отказалась.

Сама пенсионерка, конечно, сильно переживает, постоянно звонит своему юристу. Но, как истинный фронтовик, сдаваться и просить у президента страны гроб не собирается.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру