Как подозреваемые в терроризме связаны с фигурантом «списка Титова»

«Чтобы они остановили пытки, я отвечал «да»

Восьмерых антифашистов из Санкт-Петербурга и Пензы задержали по подозрению в осуществлении террористической деятельности. Все они, по мнению следователей, входили в подпольную организацию «Сеть», которая готовила взрывы к президентским выборам и ЧМ по футболу. Задержанные, которых в протоколах громко именуют «народовольцами», почти в полном составе дали признательные показания. Но оказалось, что единогласное желание сотрудничать со следствием могло быть спровоцировано ударами электрического тока.

«Чтобы они остановили пытки, я отвечал «да»

Антифа — своеобразная субкультура, возникшая в ответ на появление скинхедов и попытки реабилитации нацистских идей в молодежной среде, отсюда и название. Впрочем, сами по себе антифашисты довольно разрозненны и различаются по степени радикальности, там есть как абсолютные пацифисты, так и довольно агрессивно заряженные группировки, которые не отстают от своих заклятых врагов скинхедов.

Как удалось выяснить «МК», задержанные как раз относились к совершенно разным объединениям внутри антифашистов. Но, видимо, для убедительности и придания этой истории большей суровости в материалах следствия они все проходят как анархисты, а то и вовсе «народовольцы».

Задержания начались еще в сентябре. В Пензе под стражей оказались Егор Зорин, Илья Шакурский, Василий Куксов и Дмитрий Пчелинцев. Затем Андрей Чернов и Арман Сагынбаев в Петербурге. Также в конце января в Питере задержали Виктора Филинкова и Игоря Шишкина. Сначала почти все задержанные дали признательные показания, но потом гладкое и почти законченное дело стало давать трещины.

Дмитрий Пчелинцев из пензенского СИЗО сделал заявление о применявшихся по отношению к нему пытках. Приведу несколько цитат из его рассказа адвокату: «Ток пошел до колен, у меня стали сокращаться мышцы икровые у ног, меня охватила боль, я стал кричать, начал биться спиной и головой о стену. <…>

Дмитрий Пчелинцев.

Они стали повторять: «Ты лидер». Я, чтобы они остановили пытки, отвечал: «Да, я лидер». Они спрашивали: «Вы собирались устраивать террористические акты?». Я отвечал: «Да».

Илья Шакурский также рассказал о том, что его заставляли раздеваться в подвале СИЗО, прикладывали электроды к пальцам, крутили динамо-машину.

Затем, уже в Питере, адвокату Виталию Черкасову удалось повидаться с его подзащитным Виктором Филинковым.

«Когда он поднял майку, я ужаснулся, — сказал Черкасов. — Его тело было в ожогах от электрошокеров, справа ребра были сплошь усеяны ожогами». Филинков, несмотря на давление, заявляет о пытках и говорит, что не намерен отступаться, но правозащитники боятся, что его могут запугать. Это уже случилось с Пчелинцевым, несколько дней назад он в очередной раз поменял показания.

Игорь Шишкин ничего не сказал. Но в материалах дела есть объяснение, которое Шишкин после задержания написал на имя начальника УФСБ по Петербургу. В нем говорится, что все повреждения он получил во время занятий спортом. Врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины. Что за спортом таким занимался Шишкин.

По словам членов питерской Общественной наблюдательной комиссии, следы были парные, но расстояние между ними разное, так обычно делают специально, для того чтобы пытка проводами была более «эффективной». В итоге Шишкин попросил не задавать ему вопросы о травмах и пошел на сделку со следствием.

«То, что Игорь Шишкин не помнит, как получил травмы, означает только одно: что его очень сильно пытали», — говорят члены ОНК.

Арман Сыгынбаев.

Председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов считает, что сотрудники ФСБ «отрабатывали план мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу», в котором, разумеется, значится и борьба с террористической угрозой.

«И если раньше это могли быть исламисты, за которых выдавали живущих в одной квартире гастарбайтеров, то теперь речь идет о некой «левой» и «правой» угрозе», — считает он.

От имени Правозащитного совета России заявление сделал его лидер Лев Пономарев.

По его словам, никто не отрицает необходимости борьбы с реально существующей террористической угрозой. Однако в данном случае, очевидно, имеет место фальсификация уголовного дела и фабрикация доказательств с грубым нарушением прав арестованных и российского законодательства.

«Мы требуем отстранения сотрудников, использовавших незаконные методы», — говорит Пономарев.

Между тем неизвестно, сколько задержаний по делу «Смены», в пользу существования которой нет никаких доказательств, кроме выбитых показаний, еще впереди. Ведь согласно материалам дела, у нее есть ячейки в Москве, еще ряде городов и даже в Белоруссии.

Кстати, пензенские оперативники известны еще по одной громкой истории. О пытках с их стороны ранее заявлял бизнесмен Алексей Шматко, который недавно попал в скандальный «список Титова». Он сообщил «МК», что в его деле был замешан тот же самый следователь пензенского УФСБ Валерий Токарев, который сейчас занимается делом «Сети».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27618 от 16 февраля 2018

Заголовок в газете: Чистосердечное признание электрошокеру

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру