«Оскар» для «Икара»: как велосипедист Брайан Фогель вышел на Родченкова

Премию американской киноакадемии за лучший документальный фильм дали антидопинговым разоблачениям

05.03.2018 в 13:22, просмотров: 2663

«Это фильм о России, но в большей степени - о важности говорить правду», – возгласил американский режиссер Брайан Фогель, получая «Оскара» за свою работу «Икар». Фильм о допинг-скандале, основанный на разоблачениях Григория Родченкова, был признан киноакадемией лучшей документальной лентой прошлого года.

«Оскар» для «Икара»: как велосипедист Брайан Фогель вышел на Родченкова
Кадр из фильма.

«Икар» можно вполне назвать едва ли не дебютом Брайана Фогеля как кинорежиссером – до этого в его творческом базаже значилась комическая пьеса Jewtopia, которую ставили театры в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке (по ней несколько лет был снят и фильм). Над фильмом о допинге Брайан Фогель работал три с половиной года в сотрудничестве с продюсером Дэном Коганом.

Впервые фильм «Икар» показали публике в начале 2017 года на кинофестивале «Сандэнс». Лента получила от специального жюри «Премию Оруэлла» и Приз зрительского выбора. Компания Netflix приобрела «Икар» за $5млн. В августе прошлого года фильм вышел на экраны.

Занимаясь расследованием незаконного использования допингов в мире спорта, Фогель связался с экс-главой Московской антидопинговой лабораторией – и откровения Родченкова привели к тому, что российским олимпийцам пришлось выступать на недавних Играх в Пхёнчхане под нейтральным флагом. Если верить изданию Vulture, поначалу замысел Фогеля был гораздо скромнее, и вряд ли он предполагал, что его фильм вызовет мощнейший в истории спорта скандал. Будучи велосипедистом-любителем, он решил снять на камеру свой опыт употребления стероидов и попытки проскочить через сети антидопингового контроля. Как признавался режиссер, на протяжении многих лет его мучило любопытство: «Если бы я принимал эти препараты в 17, 18, 19 лет, мог бы я стать профессиональным спортсменом?»

Стимулирующие препараты для своего фильма он получил от американского доктора, но ему понадобился эксперт, который мог бы подробнее рассказать об употреблении этих нелегальных веществ. И таким консультантом оказался Григорий Родченков, с которым Фогель начал общаться по Скайпу. Затем режиссер отправился в Москву, а скромный эксперт оказался зачинателем грандиозного скандала, затронувшего мир спорта и политики.

В мае 2016 года Фогель и Родченков выступили на страницах The New York Times, обвинив российские власти в создании системы использования спортсменами допинга. Именно Фогель купил для Родченкова билет в США, после чего бывший глава антидопинговой лаборатории был укрыт по программе защиты свидетелей..

По словам режиссера, ему приходится постоянно оглядываться, а во время его поездки в Лондон его круглосуточно сопровождала охрана. Правда, на воопрос, чувствует ли он себя в опасности, Брайан Фогель ответил: «Надюсь, нет, поскольку я «передатчик». Я ничего не сделал. А только помог другу, который считал, что его убьют. Я люблю Россию, люблю русских! Но тут нет никакой личной вендетты. Просто история пришла ко мне, и как режиссер и журналист я вынужден был рассказать о ней как мог».

Читайте материал: "Икар" с показаниями Родченкова о допинге в России получил "Оскар"

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.