Какая судьба ждет российский рынок легковых авто в 2018 году

Несите ваши денежки — иначе быть беде

21.03.2018 в 19:04, просмотров: 2652

При всем желании смотреть в будущее с оптимизмом почему-то не получается. По итогам этого года автомобильный рынок сохранит положительный тренд — это вроде бы ясно. Однако негативных факторов, влияющих на объемы продаж, пока видно куда больше, чем положительных. Именно поэтому сложно представить, что рост окажется действительно существенным — ну хотя бы сопоставимым с темпами предшествовавшего падения.

Какая судьба ждет российский рынок легковых авто в 2018 году
фото: Наталья Мущинкина

Фундаментальный момент, который упорно не желают принимать в расчет наши финансовые власти, повернутые на жестком монетаризме, — это платежеспособный спрос со стороны населения. Именно он, и только он сможет оживить автомобильный рынок, умудрившийся за последние четыре года съежиться более чем в два раза. Между тем даже Росстат, который сложно упрекнуть в лоббировании интересов простых граждан, недвусмысленно утверждает, что реальные доходы россиян сокращаются четвертый год подряд. Премьер-министр Дмитрий Медведев также заявил: «Бедность — это, конечно, одна из самых кричащих проблем нашей современной экономики».

По сравнению с 2014-м доходы упали на 11%, причем половина указанных потерь пришлась на 2016 год. В реальности, естественно, эта величина еще больше, поскольку методология Росстата учитывает лишь зарплаты, социальные выплаты и прочие официальные доходы минус налоги и другие обязательные платежи. Но в первую очередь пострадали-то люди с серыми зарплатами, мелкие предприниматели, старающиеся не светить по возможности своих мизерных заработков. Кроме того, Федеральная служба статистики отслеживает зарплаты на крупных и средних предприятиях, составляющих только 40% от всей занятости, а в оставшихся 60% организаций динамика доходов неизвестна.

Ожидать роста благосостояния населения в ближайшее время не следует. В 2018 году динамика зарплат не выглядит обнадеживающей, потому что большая их часть индексируется на инфляцию прошлого года, которая составила 2,5%. Индекс потребительской уверенности, как уведомляет аналитическая и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC), лежит в отрицательной зоне — минус 11%.

Автомобиль в нашей стране до сих пор считается атрибутом, который должен быть в семье каждого приличного человека. Но когда встает вопрос, что купить — машину или еду, то ответ на него, естественно, предсказуем. Дело пока не дошло до подобных крайностей, однако кто знает, как в дальнейшем фишка ляжет.

Вторым важным отрицательным моментом, который, несомненно, будет препятствовать возрождению рынка, является рост цен на машины. Представительства автомобильных концернов с азартом переписывают ценники по нескольку раз в год и останавливаться не собираются. С 2013 по 2017 годы прайсы вздулись в полтора раза, в 2018-м они могут по самым скромным прогнозам подрасти еще на 5%.

Это произойдет безотносительно к вектору развития экономической ситуации. Так, рубль уже давно крепнет по отношению к евро и доллару, а производители все кормят нас байками о том, что нужно отбивать разницу в курсовой стоимости. Надоест эта пластинка — поставят другую, но с тем же результатом.

Третий негативный момент — активное сокращение зоны бесплатного существования для автомобилистов в регионах, которые являются двигателем торговли легковыми машинами. Имеются в виду Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д. Кому охота, скажите на милость, отваливать кучу денег за машину, а потом вынужденно пересаживаться на общественный транспорт?

С этим связан еще один фактор, который не вселяет оптимизма. За время кризиса люди привыкли ездить на старых машинах, так что в среднем интервал между покупкой новых авто значительно вырос, чему свидетельство — медленное, но верное старение российского автопарка.

Теперь вкратце о положительных обстоятельствах. Нам обещают адресную государственную поддержку авторынка и автопрома. Но этих средств надолго не хватит — дай бог до середины года. Кроме того, из-за уменьшения инфляции понижаются ставки банковских кредитов, с помощью которых покупается около половины новых автомобилей. Собственно, вот и все, если не считать цен на нефть или ожидаемой ремиссии психики Дональда Трампа.

Подводя баланс, можно сказать, что особого оптимизма будущее автомобильного рынка России не внушает. Единственная надежда — на непредсказуемость русской души, которая может заставить человека принять экономически совершенно нелогичное решение. Однако PwC ориентируется точно не на мистику, а именно и конкретно на цену нефти. Ее прогноз — увеличение объемов продаж на 11%, до 1640 тысяч автомобилей без учета легкого коммерческого транспорта. Такую точку зрения разделяет большинство российских экспертов. Впрочем, «АвтоВзгляд» напоминает: в 2016-м эта компания планировала рост в 7%, а по факту получилось 13%. Так что их 11% могут превратиться как в тыкву, так и в карету — то есть как в 5%, так и в 20% по факту. Большинство российских экспертов, впрочем, разделяет мнение PwC.

В дальнейшем PricewaterhouseCoopers надеется на непрерывный рост объема рынка и предполагает, что к 2022 году он достигнет 2,22 млн легковушек. Заметим от себя, что даже если оно так и будет, то это гораздо меньше, чем было продано в последний докризисный год.

Со своей стороны, мы не видим никаких причин для роста рынка по итогам года более чем на 5–7%. Однако, памятуя о вышеуказанной загадочной русской душе, можно допустить, что планка в 10% может быть все же достигнута.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.