Хроника событий НАЗ остановил производство алюминия Кубок мира в Крыму: британца на прыжки вдохновила француженка Американского сенатора назвали предателем и дебилом за приглашение россиян Путин посетил свадьбу жесткого критика Меркель: обиделась ли канцлер Эксперты объяснили, как Россия и Германия защитят "Северный поток-2" от США

Тысячи рублей за «посидеть в машине»: россиянам предложили новый заработок

Граждан бесплатно вывозят в Финляндию за сыром, а за услугу «просто пассажир» еще и доплачивают

22.03.2018 в 15:54, просмотров: 79337

Давно ли вы ели настоящий камамбер или дор-блю? Купить их в России проблематично, а ведь так хочется! Набирает обороты необычная услуга — бесплатные шоп-туры в финские супермаркеты. За услугу попросят сказать при выезде на таможне, что 45 кило еды в багажнике тоже принадлежат вам. А потом организаторы продадут их в России с наценкой.

«Туристам» выделят место в маршрутке, отвезут в Страну тысячи озер, высадят у магазина, а потом доставят обратно в Россию вместе с покупками.

Как все это происходит на практике и почему финны в шоке от поведения русских в их магазинах — в нашем материале.

Тысячи рублей за «посидеть в машине»: россиянам предложили новый заработок
фото: Алексей Меринов

Санкт-Петербург, площадь Восстания, 5 утра. Именно отсюда каждый день отъезжают сотни маршрутных такси в Финляндию. Большинство из них — туристические, они везут людей в Хельсинки. Но есть и другая, более любопытная категория перевозчиков. Конечная точка их маршрута — приграничные финские города Лаппеенранта и Иматра. Гости из России ездят туда совсем не за тем, чтобы полюбоваться красотами, а с вполне прозаичной целью — закупиться продуктами и бытовой химией.

Впрочем, рассказами о том, что жители Питера и окрестностей регулярно мотаются в Финляндию за вкусной и дешевой едой, никого не удивишь. Облегченные условия получения шенгенской визы и близость границы делают такой шопинг очень доступным. Дорога в одну сторону стоит не дороже 1000 рублей, можно найти дешевле — зависит от комфортабельности трансфера. Многие предпочитают пользоваться личным автомобилем.

Санкции, введенные против России, заметно увеличили поток наших граждан в супермаркеты ближайших европейских соседей. Заграничный сыр, молочка, мясные изделия, рыба, шоколад — все эти продукты не редкость на столах жителей Питера.

Но время идет, достойного импортозамещения так и не случилось, а каждую неделю затариваться едой в Финляндии стало затратно и физически, и экономически. Предприимчивые соотечественники и тут нашли выход. Некоторое время назад на рынке услуг в огромном масштабе расплодились предложения под названием «Бесплатные шоп-туры в Финляндию». В социальных сетях функционирует больше сотни групп, предлагающих бесплатно отвезти всех желающих в страну Суоми и обратно.

Что скрывается за этим явлением? Для начала достаточно совершить экспресс-путешествие по Интернету. Искать по ключевым словам «бесплатные туры в Финляндию», «бесплатно в Финляндию на один день», «бесплатный шопинг в Финляндии» и пр.

Организаторы привлекают клиентов как могут: «Мальчишки и девчонки, а также их родители, смелее вступайте в группу, веселые поездки в Финляндию абсолютно бесплатно!». В комментариях — огромное количество заявок с номерами телефонов и датами.

На редкие вопросы «а почему бесплатно, в чем подвох?» представители компаний отмалчиваются. Зато в личной переписке становятся более откровенными.

Действительно, поездка обойдется попутчику бесплатно. Но за это ему придется на границе «записать на себя» те товары, которые организаторы закупят для своих нужд. Именно таким образом на прилавки интернет-магазинов и городские рынки просачиваются запрещенные, но столь желанные продукты из-за бугра. В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». По сути же это контрабанда — но под вполне законным прикрытием.

фото: Елена Апрельская

«На границе могут потрясти»

Зачем вообще нужны такие манипуляции с поиском попутчиков? Все просто. По существующим правилам в Россию разрешается однократно ввезти из Финляндии товары весом не более 50 кг и стоимостью не дороже 1500 евро на человека. Слишком мало для коммерсантов, реализующих санкционку на территории России. Превышение нормы оплачивается таможенными сборами, что сводит выгоду на нет.

Зато если набить микроавтобус парой десятков попутчиков, то можно бесплатно записать товар на них и вывезти в десятки раз больше. Главное, чтобы никто из пассажиров не раскололся, что покупки на самом деле не имеют к нему отношения.

Взамен за эту невинную ложь попутчику разрешается приобрести 5–8 кг товара действительно для личного пользования. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

А многим шопинг и вовсе не нужен — они ездят, чтобы «откатать» визу. (Жители Петербурга имеют «льготные» условия получения шенгена через посольство Финляндии, но за это должны въехать в Суоми не меньшее количество раз, чем в другие страны. — Прим. авт.)

Сегодня этот способ экспресс-путешествий очень востребован у россиян. «Поездки за килограммы» пользуются большой популярностью у женщин, чьи мужья не имеют возможности в будни отвезти семейство в финский супермаркет. А ехать действительно лучше в будние дни, потому что в выходные на границе выстраивается огромная очередь из машин. Застрять в ней можно на 3–5 часов. Редко какой глава семейства захочет провести свой заслуженный уик-энд таким образом ради пары-тройки магазинов.

Организаторы, в свою очередь, обещают, что затея абсолютно безопасна для клиентов: «Кто ничего не нарушает, тому пугаться нечего». Отзывы клиентов это подтверждают.

— Это безопасно, а если что-то непонятно, вам все объяснят, — рассказывает Светлана, одна из попутчиц «поездки за килограммы». — Единственное, мне было страшновато, так как за рулем была девушка. Она так гонит, что страшно из-за скорости. Но водители у них разные, можно выбрать мужчину. В Финляндию мы ездили с подругой, я купила все, что хотела. Нас высадили у магазина, потом забрали.

Компании с большим опытом даже могут позволить себе забрать каждого пассажира из дома, а в конце развезти по адресам. Перед началом поездки водитель проводит подробный инструктаж.

Во-первых, обозначает вес, который попутчик может закупить для себя, — как правило, это 5 кг. Во-вторых, подробно рассказывает, как вести себя с пограничниками. Если цель перевозчиков перевезти через границу набитый товарами микроавтобус, то главная задача таможенников — выбить из пассажиров признание в том, что покупки чужие. В ход они могут пустить разные психологические приемы, пугать задержанием и штрафами. Впрочем, если упорно твердить, что накупили 50 кг еды для себя, тещи, семьи двоюродной сестры и пр., то предъявить им будет просто нечего. Причем чужие сумки нести не придется — покупки остаются лежать в автобусе, но чеки на них записаны на имена путешественников.

Если закупщики приобретают исключительно продукты питания и бытовую химию, то их пассажиров вряд ли будут трясти на таможне — не тот объем, — объясняет один из опытных водителей, осуществляющий перевозки в Финляндию. — Совсем другое дело, если мы везем автомобильные шины — это тоже очень популярный бизнес. Вот тут могут возникнуть длительные задержки.

Дело в том, что люди, которые перегоняют шины для продажи в России, банально примелькались на границе. Когда ездишь по три-четыре раза в неделю, тебя уже узнают в лицо. И если с продуктами вопросов нет, то тут всем ясно, что везешь продавать. Доказать это практически невозможно, и таможенники это понимают. Но это не мешает им лишний раз потрясти наших попутчиков, заставить их писать объяснительные записки — авось кто-то расколется.

Именно поэтому опытные перекупщики, завлекая людей на бесплатные поездки, делают акцент на том, что везти будут не шины. И это существенное преимущество среди конкурентов.

«Шопинг русских выглядит так, будто люди приехали из голодного края»

В магазины в приграничных городках любители шоп-туров протоптали дорожки много лет назад. Существует четыре основных супермаркета, куда россиян свозят на закупки.

При въезде в Финляндию первым делом вам встретятся недорогие магазины Laplandia, Raja market и Disas Fish. В принципе их достаточно, чтобы забить холодильник популярными у туристов продуктами. Здесь все сделано для того, чтобы русские чувствовали себя как дома: оплата принимается в евро, рублях и долларах, можно увидеть объявления и описание состава на русском языке. Особенно смешит распечатанный на принтере русский плакат в туалете: «Ногами на унитаз не вставать! Опасно для жизни!!!» Практически все продавцы говорят по-русски — руководство специально нанимает переселенцев из России.

фото: Елена Апрельская

В Интернете даже можно найти путеводители по отделам с ценами и подробным описанием вкусовых качеств того или иного продукта. Семь дней в неделю магазинные парковки заставлены автобусами и машинами с русскими номерами.

Люди выходят из торговых залов с тележками, до отказа набитыми провизией. Некоторые магазины похожи на огромные склады: сотрудники даже не тратят время, чтобы разложить товар поштучно. Знают, что туристы из России отовариваются целыми упаковками. Со стороны это оставляет неоднозначное впечатление: шопинг россиян выглядит так, будто люди приехали из голодного края. С прилавков сметается буквально все подряд.

- Магазины — это отдельное шоу, а наши люди в данном случае — печальное зрелище, — вспоминает экскурсовод Екатерина Зиновьева свой опыт «поездки за килограммы». — Все начинается еще с дьюти-фри на въезде в Финляндию. Машина заполняется ужасным запахом спиртного. Мои попутчики, незнакомые между собой люди, накупили алкоголя и теперь переливают его в банки из-под йогуртов и термосы. У меня просто шок!

Мне объясняют про ограничение на ввоз алкоголя. Поэтому требуется его замаскировать, а бутылки они сейчас же выкинут. Часть разлитого прячется в одежду, в лифчики, за пояса...

Впечатления о бесплатном шоп-туре в финский город Иматру Екатерина описала в своей книге «18+ странствий»:

«Почему в Питере покупка продуктов не выглядит так, словно люди приехали с голодного края, где в магазинах только морская капуста, я не знаю. Но в Финке все выглядит именно так: люди приехали из страны, где на прилавках ржавые гвозди да морская капуста, и за этим всем и то очереди. Омерзительно. Стыдно за своих. Стыдно наблюдать за ними.

Конечно, к нам такое отношение. Что еще могут думать о нас финны, когда ежедневно наблюдают странные сцены с продуктами на парковках своих супермаркетов?»

На лавочке в парке автор обнаружила надпись: «Русские, уезжайте домой». Что, конечно, довольно странно. Можно допустить, что сотни машин с российскими номерами на магазинных парковках действительно создают местным неудобства. Но при этом граждане РФ оставляют в магазинах такие огромные суммы, идущие в госбюджет, что финнам грех жаловаться.

Мы спросили у жителей приграничных городов: что они думают о нашествии ближайших соседей?

— Мне лично все равно, приезжают русские или нет, — говорит Мария из Лаппеенранты. — Главное, что никаких дебошей на улицах нет. Все тихо и спокойно. Думаю, инфраструктуре Финляндии только лучше, если люди приезжают тратить деньги.

Нашлись и такие, кто относится к этому сугубо положительно.

— Мне нравится, что русские едут к нам, в Иматру, на шопинг, — рассказывает инженер-механик Раймо. — Кстати, многие из них не только ради магазинов едут, но и снимают для отдыха наши коттеджи или останавливаются на выходные в спа-центрах. Я и сам почти каждую неделю езжу в Россию и покупаю топливо для машины, у вас оно существенно дешевле.

Да-да, сами финны тоже устраивают шоп-туры в Россию, например в Выборг. Правда, до «поездок за килограммы» они пока не додумались.

Большая часть вылазок связана с обслуживанием автомобилей. Покупка запчастей, шиномонтаж, замена масла, помывка и покраска машины в нашей стране обходятся гостям гораздо дешевле, чем на родине.

Также финны скупают русский алкоголь и сигареты. Несмотря на то что в последние годы цены на табачную продукцию у нас возросли в несколько раз, они все равно стоят существенно меньше, чем в Финляндии.

Финские женщины устраивают себе бьюти-туры: в русских салонах красоты цены на стрижки, укладки и маникюр-педикюр совсем крошечные. Да и качество, судя по отзывам, выше, даже в эконом-салонах.

«Финский сыр, унюхав, просили даже кошки»

А что везут наши соотечественники из Финляндии в Россию?

На первом месте, конечно, сыры, которые радуют и ценой, и вкусом. К примеру, килограмм маасдама в супермаркетах стоит около 7 евро — 420 рублей. Читаем отзывы:

«Идти после него в магазин за нашим не хочется вообще. Разница огромная. Не знаю, как описать вкус, но он изумительный! Сыр, унюхав, просили у нас даже кошки, хотя обычно они к сырам совершенно безразличны».

«Вкус немножко со сладкой ноткой, едва соленый, оставляет приятное сливочное послевкусие во рту... хочется смаковать и смаковать... очень люблю маасдам».

«Сыр с голубой плесенью у нас навечно пропал... а там есть, и отличный!»

На втором месте — мясные и рыбные продукты: ветчина, колбасы, сосиски и пр. За пачку вкуснейших сарделек весом 400 г придется выложить всего 1,5 евро.

Супермаркет «Disas fish» называют не иначе как рыбным раем и любимым магазином русских туристов. Оттуда везут самых разных жителей морей и океанов: соленых, сырых, копченных разными способами, с пряностями и без. От разнообразия икры разбегаются глаза.

«Такой вкусной рыбы я нигде не ела! И почему русские не научились так солить и коптить рыбу?» — риторически вопрошают туристы. Отсюда везут даже рыбные палочки, которые в России из-за состава лучше обходить стороной: «Рыбные палочки стоят 1,75 евро за 700 г в пачке — и при этом там действительно кусок рыбы, а не перемолотая каша».

Тележками скупают сладости — ассортимент шоколада поражает воображение количеством разнообразных начинок. Не обходят стороной стеллажи с чаем и кофе. Иногда продукты сметаются с такой скоростью, что мерчендайзеры не успевают восполнить запасы — и следующую партию посетителей встречают пустые полки.

Всегда большой интерес вызывают прилавки с витаминами: их здесь много и по мизерным ценам.

У северных соседей россияне закупаются не только санкционными, но и вполне доступными в нашей стране товарами. Дело в том, что продукция одной и той же фирмы в России и Финляндии может существенно отличаться по качеству. К примеру, из супермаркетов упаковками вывозят моющее средство.

Если верить отзывам, финский вариант средства для мытья посуды кардинально отличается от нашего по густоте и экономичности использования: «Он пенится в два раза больше! А одной бутылки хватает на 4 месяца, и не надо его «лить», как наш отечественный».

Большим спросом пользуются жидкие стиральные порошки — за 150 рублей получаешь отменное качество и приятный запах белья после стирки.

Также сограждане ездят в супермаркеты в надежде поймать удачу за хвост. В России игорный бизнес вне закона, а в Финляндии игровые автоматы в магазинах — обычное дело. Вот и пытаются российские бабушки и дедушки выиграть в них прибавку к пенсии.

К слову, в самой Финляндии игромания, особенно среди пенсионеров, стала серьезной проблемой. Пожилые финны очень подвержены этой напасти и могут сутками пропадать у автоматов в надежде сорвать джекпот. А еще они скупают лотерейные билеты в киосках, причем отдают за них большие суммы. При этом отличие финской системы игровых автоматов от российской в том, что она была создана для сбора средств социальным организациям. И по сей день доход от них идет на благотворительность.

А вот безалкогольные напитки в финских супермаркетах дорогие. Однако цену можно снизить за счет аппаратов по приему банок и бутылок, которые стоят у входных дверей. Собранное отправляется на переработку. Функционирует агрегат очень просто: кладешь в него тару, взамен получаешь чек эквивалентом около 20 центов. Его можно либо обналичить на кассе, либо использовать в качестве оплаты покупки.

Нюанс — аппарат принимает только финскую упаковку, а принадлежность к стране определяет по штрихкоду. Периодически гости пытаются затолкать внутрь бутылки российского происхождения и каждый раз терпят поражение. Неудача обескураживает: жалко, что ли, как будто природа ближайших соседей не нуждается в сохранении?

Постоянные покупатели считают, что финны просто не справятся с объемами, если позволят русским сдавать свою посуду. «Зная наших туристов, и особенно тех, кто ездит в Финляндию за закупками в оптовых масштабах, народ поедет с багажниками, битком набитыми этими бутылками... Видимо, финны не готовы бороться еще и за нашу экологию».

«Тушканчики и помогайки»

Многие попутчики «за килограммы» признаются, что «сырно-мыльные» поездки очень выматывают. Судите сами: у вас ограничение на вес покупок и на время нахождения в магазине, водители часто лихачат, чтобы успеть обернуться туда-обратно как можно скорее, вы можете надолго застрять на границе, если ваша компания вызовет подозрение... Но ничего такого может и не случиться — и поездка получится комфортной и полезной.

Туристы из России, мотающиеся в шоп-туры, часто считают, что организаторы чуть ли не одолжение им делают, выделяя место в салоне авто. «Возьмите нас двоих бесплатно. Буду благодарен за проявленную доброту!» — такие комментарии можно увидеть на тематических сайтах.

Между тем уже много лет существует определенная категория людей, которые зарабатывают на услуге попутчика неплохие деньги. Их называют «тушканчиками» или «помогайками», а обитают они в окрестностях нашего российского Выборга, от которого рукой подать до границы.

Эта история уже никак не связана с продуктами. Услугами «тушканчиков» пользуются предприниматели, вывозящие из Финляндии на запчасти и продажу б/у бытовую технику, которую финны продают за копейки, а то и вовсе выбрасывают на помойки. На границе они сталкиваются все с той же проблемой: ограничение по весу. Зато если в машине сидят еще и условный брат с женой, утверждающие, что везут холодильник и плиту себе на дачу, то доплачивать за перевес не придется.

От властей «помогайки» не скрываются: в местных газетах в разделе бесплатных объявлений можно найти десятки предложений, которые так и называются: «Пассажир в Финляндию».

Можно сказать, что это новая профессия, доход от которой является для человека основным заработком. В большом количестве «тушканчики» встречаются на трассе, ведущей в Финляндию: они стоят с табличкой, на которой маркером написано «есть виза».

Понятно, что занимаются этим чаще всего малообеспеченные люди. Очень многие работают по традиционному для нашей страны графику с двумя выходными в неделю. За каждую ходку пассажиру платят от 700 до 1000 рублей. В среднем за месяц можно заработать 15–20 тыс. рублей — просто за то, что составляешь компанию водителю в дороге. А если услуги оказывают супруги (что действительно практикуется), то семейный заработок увеличивается вдвое.

Исследователи рынка считают, что бесплатные шоп-туры со временем сойдут на нет. Сегодня объемы этого бизнеса таковы, что в крупных городах через Интернет можно без проблем купить запрещенные продукты с минимальной наценкой. Возможно, в будущем людям станет лень тратить сутки на поездку и они предпочтут заплатить чуть больше, зато получить товар с доставкой на дом.

Однако на сегодняшний день спрос на «поездки за килограммы» огромный. И пусть экономия от цены на билет выходит максимум 1,5 тыс. рублей, россияне с радостью тратят эти сбереженные деньги на сыры, сладости и прочие запретные для нас «плоды».

Санкции . Хроника событий

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.