С толстой сумкой на ремне: версия XXI века

К Дню работников почтовой связи «МК» собрал самые трогательные истории из жизни почтальонов

08.07.2018 в 14:28, просмотров: 1412

Во второе воскресенье июля в России свой профессиональный праздник отмечают работники почтовой связи. Празднование Дня российской почты учреждено в 1994 году в честь 300-летия создания первой в России почтовой линии, одной из первых в мире. С момента своего создания и по сей день почта была не просто оператором связи, а целым социальным институтом с множеством важных функций. В свой праздник, 8 июля, сотни сотрудников Почты России получат ведомственные и корпоративные награды. И каждая награда — это человеческая история о профессиональном долге, о преданности своему делу, о благодарности, ответственности, важности сотрудников почты в мире высоких технологий, где все равно есть место написанным с любовью словам в конвертах.

С толстой сумкой на ремне: версия XXI века
Российские почтальоны всегда готовы вовремя доставить адресатам как свежую прессу, так и долгожданные письма от родных и близких.

Первая почтовая линия связала Москву и Архангельск в 1694 году и была создана по указу Петра I, хотя основы почтовой системы были заложены в России еще в конце IX века. Современная Почта России — федеральное предприятие стратегического значения (это 42 тыс. отделений по всей стране, даже в самых удаленных уголках), объединяющее один из самых больших трудовых коллективов в стране — более 350 тыс. сотрудников. Ежегодно Почта России принимает около 2,5 млрд писем, обрабатывает порядка 365 млн посылок, обслуживает около 20 млн подписчиков в России, которым доставляется 1 млрд экземпляров печатных изданий в год. Ежегодный объем транзакций, которые проходят через Почту России, составляет более 3,3 трлн рублей — это пенсии, платежи и переводы. В ближайшем будущем почту ждет новый этап развития — президент Владимир Путин подписал указ о преобразовании компании в акционерное общество.

Пожилые люди могут не беспокоиться: пенсии им придут без опоздания...
…правда, добираться до каждого получателя приходится иной раз даже на велосипеде.

В последнее время Почта России активно модернизируется, чтобы отвечать требованиям клиентов в оперативности, удобстве, качестве услуг. Открываются новые стационарные и городские отделения почтовой связи, центры выдачи и приема посылок, новые подразделения курьерской доставки, передвижные отделения и мини-отделения в торговых и деловых центрах. Клиенты многих отделений уже забыли про очереди благодаря быстроте и качеству обслуживания в сочетании с использованием высоких технологий. Развивается логистическая инфраструктура, например, новый логистический центр в аэропорту Казани обслуживает 12 млн жителей, обновляется транспортный парк. С 2016 года с созданием Почта Банка в 12,5 тыс. почтовых отделений можно получать банковские услуги. Большой популярностью с развитием внутренней и трансграничной торговли пользуются почтовые посылки. В 2017 году Почта России обработала 284 млн международных отправлений с товарными вложениями и 81 млн внутренних. В этом году, по прогнозам, посылок будет еще больше, отчасти благодаря реализации проекта по строительству второй очереди сортировочного центра во Внукове. К слову, посылки получать стало намного проще: в отделениях Москвы и Подмосковья с помощью простой электронной подписи без паспорта клиентами получено более 4 млн отправлений. Еще одно новшество — интеграция Почты России и продуктовой сети «Магнит», пилотный проект почты с магазином запущен в Москве, а процесс получения посылок можно совмещать с покупкой товаров, экономя время.

За всеми изменениями в лучшую сторону стоят люди, члены большой, многотысячной семьи Почты России. Кто-то из них трудится в современном сортировочном центре, кто-то ходит на работу в головной офис, а кто-то в одиночку отвечает за целое сельское отделение. «МК» собрал истории сотрудников почты об их работе и жизни: невероятные и трогательные, героические и романтические, добрые и вселяющие веру в лучшее.

Женщина с веслом

Туда, куда не летают самолеты, не едут поезда, автобусы и машины, добираются почтальоны. Сотрудница отделения в Рыбинском районе Ярославской области Александра Брыкина каждый рабочий день собирает свою сумку с корреспонденцией, выходит из отделения и... садится в лодку, чтобы добраться на остров Юршинский в поселок Судоверфь, где нет ни магазина, ни медпункта с аптекой. Обеспечивает жителей островного поселка продуктами, лекарствами и корреспонденцией почтальон с «большой земли». Александра Николаевна знает всех островитян по именам, собирает заказы на покупки и рецепты на лекарства, чтобы в следующий раз доставить сельчанам жизненно необходимые вещи. Лодкой почтальон управляет сама, за 27 лет работы уже привыкла к мозолям и к мокрой от волн одежде.

— Но бросить свое дело не могу! Как оставить стариков на острове без помощи? Буду работать, пока весла в руках могу держать! — улыбается «женщина с веслом» почтальон Брыкова.

Почта доедет!

Почтальону с Алтая Сергею Ивановичу (не все наши герои в силу личной скромности захотели видеть свою фамилию в газете) может позавидовать даже самый заядлый любитель экстремальных путешествий. Почтальон раз в неделю на обычном «Уазике» преодолевает один из сложнейших маршрутов горного Алтая — возит почту в долину реки Чулышман: 50 км щебеночной дороги, потом зигзагообразный перевал длиной 3 км с перепадом высот в 800 метров, еще 90 км по узкой дороге — не каждый внедорожник проедет. Но почта доезжает. В деревне Балыкча почтовую машину уже на въезде встречают местные жители. Но почтальон первым делом звонит домой, там каждый раз волнуются: как доехал. Потом он разгрузит почту и посылки, справится у давно знакомых сельчан об их здоровье, попьет чаю на дорожку и соберется в обратный путь по красотам Алтая.

Почтовая династия

А под Ставрополем живет и работает целая династия сотрудников почты. Оксана Татаренко впервые заняла место за стойкой оператора в 1996 году и сделала это после обстоятельного разговора с мамой. В семье решили, что вариант хороший: на почте «стабильно и люди достойные». Так и проработала Оксана Григорьевна здесь с юности и возглавила ГОПС-2 в райцентре Михайловск. Коллектив отделения начальство считает образцовым и хвалит за оперативность и индивидуальный подход к клиенту. Один из сотрудников нашей героини — ее сын Алексей, оператор того же почтового отделения. Причем он пришел на почту по собственному желанию, привык к отделению, как ко второму дому, еще с детства. Основательница почтовой династии — мама Оксаны и бабушка Алексея — Антонида Александровна. Она сейчас на пенсии, но ведет активную общественную жизнь. Ну а внук и дочка постоянно спрашивают совета по работе, а сами рассказывают, как все поменялось на почте: Антонида Александровна каждый раз удивляется очередному новшеству и радуется, что дело ее жизни развивается.

Служебный роман

Не исключено, что новые почтовые династии скоро появятся в Краснодарском крае. Сотрудники Кропоткинского почтамта основали новую традицию — к Дню российской почты играть «почтовые» свадьбы. В коллективе уже образовались две молодые семьи, чья история любви связана с Днем печати. Павел и Елена пришли работать в отделение в марте 2013 года с разницей в три дня. Бухгалтер и специалист по кадрам, правда, долго не решались открыть свои чувства друг другу. Помог День российской почты, который отмечали всем коллективом почтамта на базе отдыха в 2016 году — тогда-то Павел и решился признаться в своих чувствах, а уже через полгода сделал предложение.

Ангелина и Сергей влились в дружный коллектив почтамта тоже почти одновременно — с разницей всего в два месяца. Улыбчивая девушка-оператор сразу приглянулась молодому водителю, исполняющему обязанности почтальона по сопровождению и обмену почтовых отправлений. Но настоящая искра вспыхнула между ними спустя два года. Оба по утрам бежали на работу, ждали коротких встреч, когда пересекались в отделении, а на 30-летие Сергея решили пожениться. С датой долго не думали, свадьбу приурочили к Дню российской печати.

Почтмейстер из прошлого

В Балаковском районе живет хранитель почтовой истории и создатель лучшего в регионе почтового музея страны — Лев Юрьев. Он был начальником Балаковского почтамта — с виду неприметного одноэтажного здания, часть которого теперь стала «машиной времени» в прошлое почты. Здесь можно прокатиться с ветерком на тройке с бубенцами, услышать сигнал почтового рожка, остановиться на самой настоящей почтовой станции и, выпив чашку обжигающего чая, вновь пуститься вскачь, чтобы доставить заветное письмо. Как признается Лев Константинович, собрать сокровищницу чудом уцелевших почтовых раритетов оказалось непросто. Для того чтобы найти редкие экспонаты, рассказывающие об истории почты, ему понадобилось много лет. Но коллекция музея получилась уникальной: здесь хранятся древнекитайские дощечки для письма, фрагмент древнеегипетского папируса, новгородская берестяная грамота, писало, свиток с печатью, древнерусская восковая дощечка. Есть и подлинные свидетели старины: церковная книга, фонарь, освещавший дорогу почтовым вагонам, дореволюционный сургуч, открытки и газеты царской России. Воссоздан уголок балаковского почтмейстера, жившего в начале XX века.

— Любая история, и история почты в том числе, — частичка нашего прошлого. Поэтому, возглавив почтамт, я сразу же подумал о создании музея, — говорит Лев Константинович.

Самые частые посетители музея — дети. Они слушают Юрьева затаив дыхание, ведь он и сам напоминает почтмейстера из фильмов о прошлом — строгого и в то же время доброго. Он часто спрашивает у ребят в конце экскурсии: кто хочет работать на почте?

Практически все поднимают руки.

— Для меня это такое счастье! — признается хранитель музея.

Скорая почтовая помощь

В Новгородской области местные почтальоны стали профессиональными спасателями. В регионе работают 750 почтальонов, которые доставляют почту в населенные пункты без аптек и медпунктов, и все они прошли курсы оказания первой помощи: иногда именно почтальон оказывается единственным, кто может оказать человеку помощь. Нужные умения сотрудникам почты уже пригодились на практике. В Хвойнинском районе Новгородской области почтальон Нина Златина спасла жизнь односельчанину. В тот день сотрудница, проработавшая в ОПС поселка Кабожи всего три месяца, разносила по участку почту и товары. Она заметила, что одному из ее клиентов — 90-летнему Глебу Александровичу — вдруг стало плохо. Ближайший медицинский пункт в 44 км от поселка, нужно было что-то предпринимать быстро. Почтальон измерила пенсионеру давление — оказалось, что у того гипертонический криз. Нина немедленно вызвала «скорую», а также позвонила дочери Глеба Александровича. И ухаживала за стариком до тех пор, пока не прибыли медики. Врачи «скорой» сразу сказали почтальону: если бы не вы, дедушка до нашего приезда не дожил бы!

И письма разнесет, и в горящую избу войдет

Еще одна история спасения, где на карту были поставлены жизни детей, случилась в Мурманской области, и в роли героя снова оказался почтальон. В тот день сотрудница почты Светлана Абрамова разносила корреспонденцию по своему участку в поселке Умба. В одну из квартир двухэтажного жилого дома по Беломорской улице она принесла заказное письмо. Дверь почтальону никто не открыл. Она уже собиралась уйти, но почувствовала запах гари, сочившийся сквозь дверь. Светлана стала стучать сильнее, и, к счастью, дверь оказалась не заперта. В задымленном коридоре стоял испуганный маленький мальчик лет девяти, он рассказал, что в одной из комнат осталась его маленькая сестра. Почтальон быстро вывела мальчика из квартиры и бросилась за девочкой обратно. В квартире, полной дыма, не было ничего видно, пришлось идти наугад. В этот самый момент загорелась проводка и осветила одну из комнат. На кровати под одеялом прятался маленький ребенок. Светлана схватила девочку и на руках вынесла из горящей квартиры. А в это время задымление стало настолько сильным, что невозможно было выйти из подъезда. Почтальон с детьми зашла в квартиру к соседке напротив, вызвала пожарную бригаду и через окно передала детей жителю соседнего дома. Дождавшись пожарных, Светлана Абрамова рассказала все, что видела... и отправилась дальше по маршруту разносить почту. Когда основная работа была завершена, она вернулась в отделение связи и только там поняла, что все лицо и одежда были черными от сажи. Как потом выяснилось, возгорание было довольно сильное: пожар тушили 14 человек пожарной службы и 5 единиц техники. В квартире сгорело практически все.

— О себе в тот момент не думала, — вспоминает Светлана о своем подвиге. — А мне ведь нельзя дышать угарным газом: я полмесяца назад перенесла операцию на горле. Единственное, о чем думала: как спасти детей из горящей квартиры. Счастлива, что мне это удалось.