Звездный следователь СК Денис Никандров осужден, в то время как незаконно преследуемые им люди добились реабилитации

16 августа в Мосгорсуде был оглашен приговор по делу бывшего первого заместителя ГСУ СК Москвы генерала Дениса Никандрова

Генерал сыска, который вел громкие антикоррупционные дела, сам был признан виновным в получении взятки по «делу Шакро». Приговор пока не вступил в законную силу. Можно, конечно, говорить о зигзагах судьбы, но стоит внимательно присмотреться к биографии Никандрова и к первому из громких эпизодов, который сделал его звездой следствия и обеспечил генеральские погоны. Этим эпизодом стало «игорное дело» против подмосковных прокуроров и сотрудников МВД, которое развалилось по пути в суд. Уголовное преследование входивших в число основных его участников Михаила Куликова и Фарита Темиргалиева, недавно были признано незаконным, а сами они были полностью реабилитированы.

16 августа в Мосгорсуде был оглашен приговор по делу бывшего первого заместителя ГСУ СК Москвы генерала Дениса Никандрова

Напомним, что «игорное дело» возникло на фоне размежевания между генеральной прокуратурой и выделенным из нее Следственным комитетом, который как раз в 2011 году получил полную самостоятельность. В тот момент как раз был арестован Иван Назаров, по версии следствия являвшийся реальным владельцем нелегальных игорных домов Подмосковья. На основе его показаний, которые, на мой взгляд, объективно заслуживали как минимум сомнения, в деле появились новые фигуранты, в том числе, начальник БТСМ (Бюро специальных технических мероприятий) управления «К» МВД России Фарит Темиргалиев и его заместитель Михаил Куликов.

Постановление об их привлечении к уголовной ответственности в июне 2011 года подписал как раз Денис Никандров. Правда, заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь обоснованно отменил постановление о возбуждении уголовного дела. Однако СКР обратился в Басманный суд с ходатайством о заключении офицеров под стражу. В итоге Темиргалиев и Куликов провели под стражей 18 месяцев совершенно незаконно. Это подтвердил своим решением Верховный суд: «Главным остается то, что суд не вправе был избирать Куликову и Темиргалиеву меру пресечения на основании ходатайства следствия, все положения которого были основаны на отмененном постановлении о возбуждении уголовного дела и к моменту его рассмотрения уже утратили юридическую силу».

То есть: возбуждение уголовного дела было отменено, а арест не просто состоялся, но и регулярно продлевался вплоть до достижения предельного срока содержания под стражей. Но и после этого момента Никандров упорно отказывался прекращать уголовное преследование Куликова и Тимергалиева. Адвокатам даже пришлось обращаться в Следственный Комитет, и это после того, как свою позицию по этому вопросу прямо выразил высший орган судебной власти. Более того, сам Никандров пытался обжаловать это решение, как будто забыл, что УПК вообще не дает такого процессуального права следствию!

Никандрова поддержал и Александр Бастрыкин, даже обратился к главе Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву. По его мнению, решение по Куликову и Темиргалиеву «затрагивало интересы всего Следственного комитета России».  

Понятно, что решение Верховного суда осталось неизменным. Но и в этой ситуации нашлись основания для того, чтобы не прекращать уголовное преследование. Их дело уже было прекращено Генпрокуратурой.

И что характерно: после того, как Никандров сам был взят под стражу (а впоследствии осужден на пять с половиной лет лишения свободы), Темиргалиев и Куликов были полностью реабилитированы. На то, чтобы разобраться в этой ситуации, ушли годы, которые включили в себя восемнадцать месяцев безосновательного и незаконного содержания под стражей. Две сломанные судьбы. И отложенное восстановление справедливости.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру