Почему падает кривая аварийности в стране

Трезвый выбор хороших дорог

03.09.2018 в 16:04, просмотров: 776

Аварийность на дорогах страны зависит не только от качества дорожного полотна, грамотно установленных знаков, отбойников, нанесенной разметки и других инфраструктурных решений. Тем более что в этом направлении российскими властями сегодня делается многое. Увы, но значительное число ДТП происходит из-за пресловутого человеческого фактора, в том числе такой его составляющей, как пьянство за рулем. Но, похоже, и здесь государство сумело переломить ситуацию.

Почему падает кривая аварийности в стране
фото: АГН «Москва»

Так, опубликованная ГИБДД официальная статистика дорожно-транспортных происшествий с начала года демонстрирует удивительную тенденцию: в России резко уменьшилось количество аварий с пострадавшим из-за пьянки за рулем.

Автоинспекция собрала и опубликовала очередную порцию данных об аварийности на дорогах страны за январь–июль 2018 года. Чаще всего эта груда сухих цифр никаких сенсаций не приносит. Тысячи аварий, погибших, раненых — ну кому интересно разбираться в процентиках роста того показателя, падении этого? Но на сей раз нудное копание в цифири совершенно неожиданно преподнесло чуть ли не сенсацию.

По пьяной лавочке

Оказывается, в июле этого года на дорогах России пьяных аварий произошло почти вдвое (на 44%!) меньше, чем в прошлом году! Можно, конечно, считать этот рекорд чем-то вроде случайности. Но это не так, поскольку тенденция резкого падения числа пьяных аварий прослеживается с самого начала 2018 года. За прошедшие январь–июль таких ДТП было зафиксировано 7378 штук, а за тот же период 2017 года — 8857. Падение — 17%. Это действительно очень много. Да и процент «пьяных» происшествий с пострадавшими в общей массе аварий уменьшается заметно. Если считать все случаи, в том числе и те, когда водители-аварийщики отказывались от медосвидетельствования, то доля подобных инцидентов в общей массе уменьшилась за 7 месяцев текущего года с 12% до 10%. При том что общее количество ДТП с пострадавшими за этот же период почти не изменилось, снизившись всего на пару процентов — с 87 000 до 85 000. Вывод: пить стали меньше, пить стали аккуратней!

Без «лишенцев»

Однозначно ответить на вопрос о причинах столь резкого и масштабного падения числа пьяных аварий достаточно сложно. Никаких новых законов, ужесточающих ответственность за езду в алкогольном или наркотическом опьянении, в последнее время не принималось и не вводилось. Особых прорывов в деле пропаганды безопасности дорожного движения или здорового образа жизни тоже как-то не наблюдалось и не наблюдается. Более-менее правдоподобным видится следующее объяснение.

Уже много лет подряд пьяных водителей все лишают и лишают прав. Особо злостных пьяниц-рецидивистов штрафуют на внушительные суммы. Но доля пьяных аварий в общей картине ДТП в общем и целом до последнего времени оставалась примерно на одном и том же уровне. Но теперь, вполне возможно, мы подошли к границе, за которой количество наконец-то начало переходить в качество. Основной контингент пьяни за рулем так или иначе принудили к пешему образу передвижения. «Подвыбили», так сказать, из-за руля заметную долю граждан, склонных к злоупотреблению веселящими веществами и жидкостями. Вот и ДТП с их участием становятся реже. А вот объяснить зафиксированную ГИБДД тенденцию к снижению другого вида аварий — из-за плохих дорог, объяснить гораздо проще.

Как по маслу

В протоколах полицейские обычно называют их гораздо более обтекаемо: что-то типа «ДТП, при котором зафиксированы нарушения требований к состоянию дороги по условиям обеспечения БДД...» Но все прекрасно понимают, о чем тут на самом деле речь. Как бы то ни было, но подобных аварий стало тоже заметно меньше. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 7 месяцев 2018-го их насчитали 35 298 штук против 40 447 за январь–июль 2017-го. Падение на 12% — это очень серьезно. Особенно если вспомнить, что в 2017 году почти при половине аварий полиция фиксировала «нарушения требований к состоянию дорог». В данном случае улучшение ситуации объясняется просто: все больше дорог приводится в нормальное состояние.

Основные федеральные трассы уже почти все довели до нормативов, на региональных тоже кое-какая активность фиксируется. Положение дорожных дел, как видим, глобально улучшается, несмотря даже на то что в регионах деньги от акцизов на бензин часто пускают не в дорожную отрасль, а на какие-то свои нужды. Да и воровство-откаты в этой сфере, судя по всему, никто еще полностью победить не сумел. А отсутствие громких уголовных дел по этим поводам говорит лишь о том, что правоохранители не получали глобальной команды «фас» в отношении дорожников всея России. Ну да и бог с ними, раз улучшения с аварийностью имеются.

ТО, чего нет

Еще один любопытный нюанс, который удалось выковырять из гаишной статистики, косвенно касается пресловутого государственного техосмотра. Вернее, планов властей ввести драконовские кары за всевозможные нарушения при его прохождении. Не будем в очередной раз приводить в этом материале все лежащие на поверхности аргументы в пользу бессмысленности обязательного государственного ТО как такового. Расскажем лишь о свежих данных ГИБДД, которые подтверждают: аварии, связанные с ненадлежащим состоянием машины, это в любом случае — константа, на которую никакими обязательными техосмотрами не повлиять. За семь месяцев этого года аварий с подобным «диагнозом» зафиксировано 3225 штук. За аналогичный период прошлого года — 3277 штук. Снижение — ровно в таких же масштабах, что и уменьшение общей аварийности на дорогах. Хотя за июль 2018-го — аж практически на 14% по сравнению с июлем 2017-го (с 643 случаев до 554). Конечно, можно было бы воскликнуть, что столь мощное падение достигнуто и без всяких ужесточений в области ТО. Однако этого делать не стоит: мы-то знаем, что подобные аварии вообще не зависят ни от какого обязательного техосмотра и имеют примерно ту же статистическую природу, что и, к примеру, погодные явления. Примерно как дождь: сегодня его нет, а завтра льет как из ведра. И никакими постановлениями правительства этого порядка вещей не изменить.