Электробус набирает ход

1 сентября в Москве на регулярный маршрут вышел первый электробус

Пока новый вид общественного транспорта только начинает внедряться в столице, но уже через несколько лет экологически чистый транспорт вытеснит со столичных улиц автобусы с двигателем внутреннего сгорания. Российские автопроизводители признают, что новые транспортные стандарты, которые устанавливает столичное правительство, не простые для внедрения, но они стали ориентиром для развития самых передовых технологий на отечественных предприятиях.

1 сентября в Москве на регулярный маршрут вышел первый электробус

Эволюцию, которая произошла с автобусами за последние годы в Москве, по масштабу и качественному уровню изменений, можно прировнять к революции. Автобусы, которые сегодня работают в столице - это уже «компьютеры на колесах», доступные для всех категорий пассажиров, с беспрецедентными системами безопасности и дизайном, который соответствует облику современного города. Благодаря этому революционно меняются технологии и на отечественных автобусостроительных предприятиях.

Автомобилестроители не скрывают, что освоение инновационного продукта – электробуса - стало для них особым вызовом. Ведь приходится перестраивать технологии, производство, учить людей. Во многом помогает та работа, которая уже проводилась в сотрудничестве с Москвой при обновлении транспортного парка: только за последние 5 лет на Ликинском автобусном заводе Группы ГАЗ было сделано свыше 250 улучшений в конструкции автобусов и в технологиях производства.

- Сегодня Москва не просто поднимает уровень транспорта до мировых стандартов – она опережает их, - говорит президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. - В России столица задает планку в технологиях управления транспортом для всех остальных регионов. Сегодня правительство Москвы внедряет самый инновационный в мире вид транспорта – электробусы, доказывая, что будущее – за экологически чистыми технологиями. Это неминуемо приведет к новому этапу развития автомобильной отрасли в стране. Для российских автобусных предприятий соответствовать этим требованиям не просто. Необходимо отработать все существующие в мире решения, выбрать наиболее оптимальные, адаптировать их, провести отладку всех процессов и наладить стабильный процесс на производствах. Но нет никаких сомнений, что российских инженеры, технологи, рабочие справятся с поставленными задачами. Благодаря такому заказчику прогресс в российской промышленности обеспечен.

Автобусы, которые обслуживали москвичей десять назад, кардинально отличаются от современных. Пассажиры, как правило, замечают только улучшения в интерьере и экстерьере. Ну, и разумеется, отсутствие таких «удобных» вещей, как турникеты. На самом деле, изменениям подвергаются все системы и агрегаты - двигатель, системы торможения, вместо кондиционеров появился климат-контроль, устанавливается мультиплекс, который в режиме онлайн отслеживает работу автобусов и передает данные в диспетчерский центр. Сегодня практически все автобусы в Москве - низкопольные и оснащены пандусами для маломобильных пассажиров. Но и это в вечно спешащей Москве – уже день вчерашний.

Несколько лет назад столичные власти задались целью снизить негативное влияние транспорта на экологию и здоровье жителей. И вот он – электробус. В отличие от своего «ближайшего родственника» – троллейбуса, он более маневренный и мобильный. Не зависит от контактной сети, а это значит, не встанет из-за аварий и неправильной парковки других машин, обледенения кабеля. Еще один бонус для города и горожан - уменьшение количества свисающих проводов, портящих облик столицы.

Мэр Москвы Сергей Собянин берет на вооружение опыт ведущих мировых столиц. Но не просто копирует его, а адаптирует с учетом российских реалий.

Те же электрические автобусы уже разъезжают в Дании, Норвегии, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии и в других странах, где озаботились экологией. Чтобы учесть мировой опыт, московские специалисты испытали девять моделей, опробовали транспорт, уже перевозящий пассажиров в Копенгагене, Турку, Хельсинки, Минске и других городах. Тестирование электробусов проводили не для того, чтобы выбрать конкретную модель, а чтобы определить концепцию, которой должен соответствовать московский электробус и чтобы впоследствии при создании электробуса учитывать специфику работы транспорта в России. Было принято решение сделать собственную модель с учетом нашего климата и другой специфики. Тендер выиграли два крупнейших российских автопроизводителя – Группа ГАЗ и Камаз.

Разумеется, электробусы станут основным видом транспорта в Москве не за один день, но вектор задан правильно. Главное в нем – это стремление властей сделать Москву городом для комфортной жизни. К столичному опыту уже присматриваются другие российские города. В прошлом году в Тюмени начал работать электробус, который стойко выдержал испытания сибирскими холодами, работая всю зиму по маршруту. А летом здесь открыли три новые электрозарядные станции. Также о желании взять на тестирование электрические автобусы сообщали власти Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов-миллионников.