Ценовая преференция в госзакупках, которую предлагает ввести руководство ФАС РФ, - это льготный режим, позволяющий поддерживать поставки необходимой техники в сложных экономических условиях.
Стоит отметить, что протекционизм в сфере промышленности, тем более в сегменте госзакупок, - совершенно цивилизованное и распространенное во всем мире явление. Тратить бюджетные деньги в первую очередь на приобретение товаров местных производителей принято и в США, и в Корее, и в Китае, и в европейских государствах.
У нас же, даже в условиях санкций, до сих пор действует несбалансированная политика в отношении зарубежных брендов.
«Многие государственные ведомства закупают псевдороссийские автомобили. Это иномарки, произведенные в России, с минимальной локализацией, - говорит Вячеслав Субботин, автоэксперт, ведущий программы «Минтранс» на РЕН-ТВ. – А федеральная поддержка должна быть направлена не в сторону иностранных брендов, а в сторону национальных марок. Не стоит вкладывать миллиардные инвестиции в зарубежную технику, закупать иномарки, если на рынке есть высококачественные автомобили, автобусы, тракторы, не уступающие ни в чем зарубежным аналогам, от национального производителя. Ведь деньги пойдут в чужие карманы, не к нам. Это же очевидно!»
«И уж совсем выглядят абсурдными, - продолжает эксперт, - закупки американской техники за бюджетные деньги нашими государственными компаниями, когда Соединенные Штаты давят санкциями отечественных производителей. Это и вовсе идет вразрез с защитой национальных интересов». Слова эксперта подтверждает статистика: в 2017 году было продано свыше 18% легких коммерческих автомобилей американского производства предприятиям государственного сектора. Российские компании имеют фору в госзакупках на поставку продукции, но чаще всего негласный приоритет отдавался компаниям с государственным участием, к которым «Группа ГАЗ» не относится. Льготный режим для попавшей под антироссийские санкции «Группы ГАЗ» позволит устранить этот перекос, а потребителям – получить технику, в которой они нуждаются, несмотря на санкционные ограничения.
Как отмечает губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин: «В условиях санкций преференции в адрес ГАЗа нужны не только самому предприятию, а в первую очередь рынку и потребителям. Машины и автобусы марки «ГАЗ» востребованы в пассажирских перевозках, медицинских, образовательных учреждениях, в коммунальном хозяйстве. Компания предлагает функциональные транспортные решения по выгодной цене. Поэтому основная часть парка автобусов в Нижегородской области – это техника, выпущенная «Группой ГАЗ». Если из-за санкций возможности ГАЗа участвовать в госзакупках по каким-то сегментам будут ограничены, то преференции по другим позициям позволят восполнить нехватку техники, в которой нуждаются регионы».
Какими бы ни были механизмы поддержки отечественных производителей, необходимость их внедрения уже никем не оспаривается. Дискуссия о том, что преференции в адрес отдельной компании могут нарушить законы конкуренции, упирается в контрдовод: правила игры на рынке кардинально изменились, и всем участникам процесса необходимо выработать защитные меры для сохранения российской промышленности и обеспечения рынка необходимой техникой.