Накажут ли российских священников за сослужение с Константинополем: вопрос совести

«Под свою анафему падоша»

Русская Православная Церковь прекращает евхаристическое общение с Константинополем. Для клириков и прихожан РПЦ минский вердикт означает невозможность участия в таинствах, совершаемых в храмах Константинопольской церкви. Нарушившие вердикт миряне должны в этом рассказать на исповеди, а чем грозит нарушение запрета священникам Московской Патриархии?

«Под свою анафему падоша»

Обозреватель православного радио «Радонеж» Виктор САУЛКИН:

«Мне трудно говорить о том, какие прещения наложит на священника его епископ, это относится к вопросу совести. Необходимо понимать, что церковная дисциплина — это послушание не под угрозой наказания, а послушание любви. И если клирик знает, что священноначалие запретило евхаристическое общение с Константинопольским Патриархом Варфоломеем, то, руководствуясь своей совестью, не станет этот запрет нарушать.

Прещение будет зависеть от решения конкретного архиерея, от конкретных условий. Священник может попасть под запрет, это делается для того, чтобы человек подумал, осознал, принес покаяние и вернулся к праведной церковной жизни. Возможно наложение епитимьи. Но не думаю, что дело может дойдет до извержений из сана — это самое серьезное наказание из всех возможных. Массового характера это нарушение церковной дисциплины носить в России не будет, хотя отдельные случаи возможны.

Хочу подчеркнуть, что никому не запрещено заходить в храмы Святой горы Афон, находящиеся под омофором Константинопольского Патриарха, не запрещено осенять себя крестным знамением в этих храмах, не запрещено прикасаться к их святыням. Мирянам нельзя только причащаться в этих храмах. Патриарх Варфоломей уже учинил раскол. Если он пойдет дальше, то в наших глазах он будет еретиком, а таинства еретиков для нас таинствами не являются. Я не представляю, как может сослужить с еретиком нормальный православный священник».

Диакон Андрей КУРАЕВ:

«Пока заявления представителей Патриархии были очень жесткими. Из них следует, что за сослужение с константинопольскими клириками наши священники подлежат наказанию. Подробности пока не уточнялись.

«Смешно» то, что по церковным канонам тот, кто служит с раскольником, сам подлежит осуждению как раскольник. На основании этого канона наша Церковь сказала: тот, кто служит вместе с раскольником Филаретом, сам тоже раскольник.

Следуем дальше этой логике. Все поместные церкви, кроме нас, служат вместе с Варфоломеем. Филарет уже «укусил» Варфоломея, и Варфоломей тоже «токсичен». Те, кто сослужат с Варфоломеем, тоже получаются раскольниками. Теперь самое смешное: мы-то сослужим с теми, кто сослужит с Варфоломеем. Это значит, что они «кусают» нас, и мы теперь тоже раскольники. На церковном языке это называется: «Под свою анафему падоша».

Единственное, что меня радует в этой ситуации, это то, что на наших глазах каноны настолько очевидно показывают свою неисполнимость, что, я полагаю, в итоге это поставит нашу Церковь на колею реформации. Она начнется не сейчас и не на следующей неделе. Но приходит понимание того, что нельзя цитатой из древней книги решить современную проблему, осознание этой очевидности приведет к тому, что люди начнут думать. Однажды проснувшаяся потребность в критической честной мысли просто так не уходит».

Читайте также: «Киево-Печерская лавра приготовилась к обороне: «Сами не уйдем»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: «Запрещение, но не извержение»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру