«Собачникам устроят армагеддон»: кто пострадает от введения зоополиции

Новая силовая структура будет принуждать к исполнению закона, который еще не написан

Возможно, в России вскоре станет на одно силовое ведомство больше: в составе МВД или Россельхознадзора могут появиться подразделения по контролю за соблюдением прав животных. Сокращенно это называется «зоополицией». С инициативой создать такую структуру выступил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов.

Новая силовая структура будет принуждать к исполнению закона, который еще не написан

«Принимая во внимание негативную тенденцию по увеличению количества случаев жестокого обращения с животными, считаю необходимым создание в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации "зоополиции", в чьё ведение будет входить контроль над соблюдением прав животных и пресечение жестокого обращения с ними», - цитирует парламентария РИА «Новости».

В качестве аргумента за то, что такая реформа давно назрела, Власов приводит многочисленные громкие случаи жестокого обращения с животными. «Хабаровские живодерки», против которых было возбуждено уголовное дело — лишь верхушка айсберга, истязания и убийства животных на камеру и выкладывание такого контента в интернет стали своеобразной (и безусловно отвратительной) модой. Как полагает Василий Власов, само существование зоополиции будет оказывать серьезное превентивное воздействие на возможных правонарушителей.

- Конечно, такое подразделение следовало бы создавать не внутри Росприроднадзора, а в рамках МВД, - говорит московский собаковод, владелец среднеазиатской овчарки Алексей Байков. - Если его создадут, это будет в принципе нужное дело: у нас в России творится полный ад в смысле обращения с животными, и порядок навести просто необходимо.

- Собачникам устроят просто армагеддон! - опасается владелица двух колли Анастасия Шитова. - Это та же ювенальная юстиция, которой все боятся уже десять лет, только применительно к животным. Наверняка еще и будут ходить по квартирам, вымерять, можем ли мы себе позволить в «однушке» держать двух собак, или нет. И чем их кормят — если кашей, то отберут в приют!

Пока что есть почва и для того, и для другого толкования этого нововведения. Дело в том, что потенциальная зоополиция России должна следить за исполнением законодательства, которого пока еще нет вовсе. Закон об ответственном обращении с домашними животными, который вводит в российскую юриспруденцию понятие «прав животного», вот уже около 20 лет бесконечно дорабатывается и никак не пройдет все этапы парламентской процедуры. Это едва ли не единственный такого рода рамочный закон, который пока не принят ни в каком виде.

Последняя на данный момент итерация законопроекта рассматривалась в Госдуме летом 2017 года и не была принята. В этой редакции содержались такие спорные моменты, как понятие об «особо опасных породах собак», запрет нелицензированного разведения животных дома, ограничение числа питомцев на одну квартиру.

- Таким образом, законодательства о животных у нас толком нет, - замечает Алексей Байков. - Поэтому непонятно, какие сложившиеся практики работы с животными это может затронуть. Скорее всего, не будет запрещена парфорсная дрессировка (силовыми методами, с применением строгих ошейников и тому подобных приемов), необходимая для многих служебных пород. Такие вещи, как утопление котят и щенков в качестве метода контроля размножения, могут запретить — но до деревень, где это до сих пор практикуется, «доедут» весьма не скоро.

Заметим, что специальные подразделения полиции по защите прав животных уже существуют в США и некоторых других странах. В Штатах зоополицейские являются муниципальными сотрудниками правоохранительных органов (впрочем, и обычная полиция — в отличие от ФБР и других федеральных структур — там является муниципальной). Вот список функций этого подразделения в округе Фэрфекс, штата Вирджиния: проведение в жизнь законодательства в части, касающейся домашних и диких животных, расследование дел по жестокому обращению с животными, решение проблемы бездомных животных, разбирательство с покусами и нападениями собак на людей и других животных, борьба с переносчиками бешенства.

Кроме того, специальные зооподразделения полиции не только предотвращают ненадлежащее обращение с питомцами, но и спасают животных в чрезвычайных ситуациях. Так, в Гааге (Нидерланды) 29 января 2018 года наряд полиции эвакуировал джек-рассел-терьера, запертого на целый день на балконе жилого дома: шел сильный снегопад, и соседи, зная, что хозяин ушел на работу до вечера, оставив пса на балконе, вызвали полицию. Спасение собаки обошлось городу в 500 евро, 150 из которых взыскали с владельца как штраф за беспечное обращение с животным. Отряд зоополиции Гааги (город населением чуть более 500 тысяч человек) составляет 250 рядовых, сержантов и офицеров.

В Москве же при еще более жестоких обстоятельствах собаку (породы акита-ину) спасти не удалось. В 2015 году на улице Пырьева собаку держали на балконе более трех месяцев, зоозащитники требовали изъятия пса, полиция ничего не могла сделать. История закончилась смертью питомца.

Но это светлая сторона зоополиции на Западе. Темная (для обывателей) состоит в том, что появление подобных подразделений идет, как правило, «пакетом» с более тщательным регулированием содержания домашних животных: запретом на бесконтрольное размножение, лицензированием племенной работы, платными лицензиями на содержание собак вообще. Возможно, к этому ведут дело и отечественные парламентарии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру