Систему аккредитации вузов нужно исправлять, а не разрушать

В РАНХиГС предлагают искать золотую середину в ходе реформы процедуры оценки высшего образования

30.10.2018 в 06:28, просмотров: 1988

В образовательном сообществе продолжается обсуждение давно наболевшего вопроса, как максимально эффективно модернизировать систему лицензирования и аккредитации учебных заведений. Непростой выбор стоит между усовершенствованием существующей системы оценки учебных заведений Рособрнадзором и переходом на абсолютно новую процедуру проверки качества образования.

Систему аккредитации вузов нужно исправлять, а не разрушать
Фото: Пресс-служба МГУ

Уже сейчас совершенно очевидно, что в интересах образовательного сообщества и проверяющих органов необходимо сделать процесс модернизации системы аккредитации максимально безболезненным для самих учебных заведений. В связи с этим к работе привлекаются ректора вузов, работодатели и другие уважаемые в России эксперты. В ходе обсуждения будут рассматриваться любые предложения по существу, ряд представителей учебных заведений уже высказали свое мнение о том, как должна осуществляться реформа.

В свою очередь глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил о полной готовности ведомства к конструктивному диалогу с образовательным сообществом по вопросам совершенствования процедуры аккредитации. Уже сейчас часть документов, обязательных для предоставления в проверяющий орган, вузы могут направлять в электронном виде. Кроме того, идет обсуждение с ректорским сообществом о сокращении общего списка необходимых документов.

На данный момент большинство представителей вузов и образовательных экспертов сходятся во мнении, что кардинально менять нынешнюю процедуру аккредитации вузов опасно.  Это связано с тем, что так называемый революционный путь модернизации системы приведет к разделению всех вузов на головные и зависимые. От этого в первую очередь пострадают региональные и отраслевые вузы, так как им будет очень сложно в силу специфики пробиться в число ведущих учебных заведений. В результате количество подобных вузов может сократиться из-за нехватки финансирования, а регионы столкнутся с нехваткой высококвалифицированных специалистов.

Стоит ли модернизировать нынешнюю систему лицензирования и аккредитации и как эффективно это осуществить в современных реалиях, мы выяснили у директора Института прикладных исследований Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко:

«Я думаю, что абсолютно любую процедуру проверки можно сделать удобной и хорошо работающей для всех. Безусловно, нынешняя система аккредитации нуждается в модернизации, в данный момент она излишне тяжела для учебных заведений.  Кроме того, проверка должна оценивать реальное качество образования, а не только наличие  бесконечного количества различных бумаг. Сейчас есть разные идеи, как реализовать реформу системы лицензирования и аккредитации, мы в том числе представили и свои предложения по этому поводу. В любом случае, стремление уничтожить старое и все построить с нуля не всегда приводит к хорошим результатам. Намного важнее понять, в чем неэффективность нынешней процедуры оценки вузов, какие критерии в ней не учтены, а какие излишни. В общем, сделать все возможное, чтобы система стала по-настоящему объективной и удобной.  Конечно, понятно, что вузам хочется отчитываться как можно меньше, а Рособрнадзору, наоборот, больше проверять и находить какие-то недостатки. В этой ситуации получается, что нужно искать разумную золотую середину в этом взаимодействии, такой подход, который бы устраивал и вузовское сообщество, и контролирующий орган.                                                                              

Небольшой первый шаг в этом направлении уже сделан, в данный момент часть документов во время проверки вузам разрешено направлять в электронном виде. Естественно, это намного удобнее, чем переводить тонны бумаги. Другое дело, что далеко не все документы в вузах переведены в электронный вид, так что полный переход на электронный оборот будет происходить постепенно».