Классическая ситуация: клиент приобретает свежее авто у официального дилера, а, скажем, багажник на крышу с целью экономии своих кровно нажитых устанавливает в стороннем сервисе. Через некоторое время он сталкивается с проблемами при запуске двигателя и, что логично, обращается в автосалон, где покупал свою «ласточку». Но в гарантийном ремонте герою этой истории отказывают: мол, дефект-то заводской, да вот только вы прибегали к услугам «серых» СТО, а значит, бесплатный ремонт не положен.
Как бы не так! Согласно ст. 13, 16 и 18 Закона «О защите прав потребителей», а также ст. 209 и 476 ГК РФ, дилер имеет право развернуть автовладельца только в том случае, если докажет, что между действиями клиента и неисправностью есть взаимосвязь. Вряд ли на работу той же системы зажигания повлияла установка багажного бокса на крышу. И другой вопрос, когда вместо конструкции для перевозки поклажи была внедрена дополнительная сигнализация, подразумевающая вмешательство в систему электрооборудования. То же самое касается технического обслуживания. Если автовладелец пропустил ТО-1 или сделал его в гараже, а потом у него возникли проблемы с коробкой передач, масло в которой по регламенту меняется не раньше, чем через 35 000 км (а у многих машин и того позже), он может рассчитывать на гарантийный ремонт.
Наверняка есть и те, кто задается вопросом: а зачем вообще пользоваться услугами каких-то подозрительных, небезопасных автосервисов, если есть официальные дилеры, сертифицированные представительством марки в стране. Смысла уходить на «серые» СТО в самом деле нет — но только тем, чья ежемесячная зарплата исчисляется десятками тысяч рублей. Остальные же стараются экономить и не переплачивать у официалов за кофе и в зоне отдыха. Ведь то, что цены у официалов сильно завышены, ни для кого не секрет. В качестве примера приведем стоимость работ по замене передних колодок на Ford Focus, сошедшем с конвейера в 2017 году. Столичный дилер попросит за эту несложную процедуру около 3000 рублей (без учета колодок, естественно), а обычный «серый» сервис возьмет 1000 целковых — в 3 раза меньше.
Некоторые утверждают, что сотрудники официальных дилерских центров куда более квалифицированны, нежели их коллеги, обслуживающие автомобили в «гаражах». Но и это миф. Да, требования к механикам, поступающим на службу в «серые» автосервисы, в самом деле попроще. Только это вовсе не значит, что эти люди никогда не видели машин вживую и вообще пришли «с улицы». Многие из них провели у официалов не один год, но сменили место работы, потому что сторонние фирмы платят больше.
«Дилеры, в отличие от «гаражей», строго следуют регламентам», — скажете вы. И это правда. Да вот только эти самые регламенты не запрещают консультантам в «белых» автоцентрах навариваться на клиентах. Механики в ходе ТО с легкостью выполняют как необходимые, так и рекомендуемые — якобы очень желательные — работы. Или наоборот — чего-то не доделывают: не доливают масло, не меняют фильтры. А почему бы и нет? Машина ведь почти новая, клиент не заметит.