Две трети студентов педагогических вузов недовольны своими альма-матер

Не нравятся плохие преподаватели

24.01.2019 в 12:29, просмотров: 26556

Результаты исследования «Российские вузы глазами студентов», оглашенные 23 января, заставляют о многом задуматься. Ректоры и чиновники твердят о небывалых успехах последнего времени, как по части повышения качества абитуры, так и улучшения процесса обучения. Однако сами учащиеся все реже довольны своими альма-матер. Среднее число недовольных, как свидетельствуют последние опросы, достигло 40,5%, превысив прошлогодний показатель сразу на 6 пунктов. При этом хуже всего дело обстоит в педвузах: там доля недовольных студентов доходит до 65,6%.

Две трети студентов педагогических вузов недовольны своими альма-матер

Пятерка самых волнующих студентов тем выглядит сегодня так. На первом месте преподавательский состав с особым упором на возраст и компетентность педагога. Затем: качество образовательного процесса; студенческая жизнь и общая атмосфера в вузе; наличие и качество общежитий; место расположения вуза в смысле удобно ли туда добираться. (Для сравнения, проблема трудоустройства занимает 13-е место, уровень вузовской науки — 14-е, а репутация вуза — 17-е).

«Проклятый» вопрос о вузовских преподавателях открывает и перечни того, что студентам нравится в их альма-матер («хорошие преподаватели»), и что не нравится («плохие преподаватели»). При этом в перечне негативов его дополняют смежные - «плохие, скучные лекции и семинары», «коррупция с принудительной продажей преподавателем своих учебных пособий», «пожилой возраст преподавателей», «их незаинтересованность», «плохое отношение к студентам». А все это вместе наводит на мысль: преподы, похоже, вконец достали своих студентов. Во всяком случае, конкурировать с ними в качестве повода для неудовольствия среди студентов могут разве что общежития. Исключение составляют лишь «слишком легкая учеба» и «слишком сложная учеба». Причем, обе присутствуют как в списке поводов для удовлетворения, так и неудовлетворения.

Последнее, конечно, можно считать забавным курьезом. Но очевидный рост доли студентов, недовольных своим вузом, - это уже не смешно. На сегодня она составила 40,5%, подскочив по сравнению с прошлым годом на 6 пунктов и практически сравнявшись с числом довольных. При этом хуже всего дело обстоит в педвузах: здесь недовольны уже 65,6% - на 9 пунктов больше, чем в прошлом году!

Что же там не так?

За массовым недовольством студентов педвузов, по оценке ведущего эксперта Натальи Тюриной, стоит «огромный разрыв в качестве подготовки между группой лидеров, куда входят 4 ведущих педуниверситета, и всеми прочими вузами, где качество образовательных программ на порядок ниже». Подтверждением тому служит попадание в группу 14 «университетов-отличников», получивших самые высокие оценки своих студентов и представленных такими «монстрами образования», как МГИМО, МИФИ или Иняз, Московского городского педагогического университета. Что же касается роста рядов недовольных другими вузами, то для этого есть особые причины.

Злую шутку со многими, по оценке автора исследования, руководителя проекта «Типичный абитуриент» Владислава Белого, сыграла... их собственная «агрессивная пи-ар кампания, обернувшаяся неоправданными ожиданиями студентов: им обещали одно, а на деле оказалось совсем другое». Но есть и еще один нюанс.

- В вузы пришло непоротое поколение «милениум», не боящееся открыто высказать свое мнение, - разъяснила Тюрина.- Для них отсутствуют априорные авторитеты, а, значит, университетам надо постоянно доказывать свою состоятельность, к чему те не привыкли. Кроме того, повсеместно распространенные онлайн-курсы позволяют студентам из региональных вузов сравнивать качество своего обучения со столичным. И видеть разницу. Наконец, рост платного сектора образования привел к тому, что студент за свои деньги хочет получить образовательную услугу в полном объеме и не будет мириться ни с регулярными опозданиями преподавателя на пару, ни с устаревшим содержанием его лекций.

К счастью или к несчастью, но российский студент, похоже, окончательно перерос свою прежнюю роль — актера на амплуа «комического идиота» немого кино начала ХХ века.