Экстренный номер «112» увяз в управленческом болоте

Стремительное реагирование на чрезвычайные происшествия не является приоритетом государства

Куда звонить, если беда - пожар, ДТП, запах газа, падение с большой высоты, угроза взрыва?

На этот счет есть разные мнения. Кто-то по старинке звонит 01 и 02. Кто-то помнит, что с мобильников иной набор: у одних операторов - 010, 020, у других – 001, 002. Но про единый номер вызова экстренных служб 112 знают немногие.

Это неудивительно. Единая система скоординированного, экстренного реагирования должна была заработать в нашей стране в 2017 году. Но, как выяснила Счетная палата, создать ее не удалось до сих пор.

Стремительное реагирование на чрезвычайные происшествия не является приоритетом государства

В 2012-м году в результате наводнения в Крымске погиб 171 человек, а 34 тысячи пострадали. В процессе поиска виновных оказалось, что неудовлетворительно сработали экстренные службы помощи. Но они и не могли сработать хорошо, потому что в стране на тот момент не было системы их вызова, отвечающей требованиям времени.

Службы пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба "Антитеррор" функционировали по отдельности. У каждой был свой номер вызова – 01,02, 03.

Взаимодействие между ними осуществлялось очень неспешно, хотя на ЧП зачастую должны выезжать сразу несколько служб, чтоб обеспечить весь комплекс необходимых мероприятий.

В странах Евросоюза и в США давно существует единый номер службы спасения (в Евросоюзе 112, в США – 911), и все знают, куда звонить. У оператора отображается номер звонящего и местонахождение, и даже если он ничего не успеет сказать, туда все равно поедет патруль.

МЧC разработало Концепцию системы такого же единого номера вызова экстренных служб еще в 2008 году. В каких-то регионах были опробованы пилотные проекты, но дальше дело не шло, поскольку не было денег.

После Крымска деньги наконец нашлись. В марте 2013 г. Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру 112 на 2013-2017 годы».

Цель ФЦП состояла в «повышении безопасности населения и снижении социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру «112».

Планировалось, что в 2017 году, когда Программа будет завершена, номер 112 заработает во всех муниципальных образованиях. В полном объеме система будет действовать в 83 субъектах Федерации, а скорая медпомощь с использованием ГЛОНАСС - во всех субъектах. Время реагирования на обращение по номеру 112 сократится на 20%. Число пострадавших снизится не менее, чем на 300 тыс по сравнению с 2010 годом, а погибших на 15 тыс. Экономический ущерб от ЧП по тем регионам, где развернута «система-112», сократится на 21 млрд.руб. по сравнению с 2010-м.

В конце прошлого года Счетная палата проверила расходование средств, выделенных на уже завершенную ФЦП-112. Отчет о проверке сегодня обнародован на сайте ведомства.

За пять лет на программу израсходовано 14 млрд 669,77 млн.руб. Это гораздо меньше 40 млрд, которые планировались изначально.

Изменения в ФЦП вносились семь раз. Объем финансирования трижды пересматривался и в итоге оказался сокращен в 3,5 раза.

Деньги на систему экстренного реагирования спасательных служб выделялись по остаточному принципу. «В 2015, 2016 и 2017 годах финансирование ФЦП 112 сокращалось на величину от 76,7 % до 93,9 % от годового финансирования, предусмотренного первоначальной редакцией ФЦП 112. Значения целевых индикаторов и показателей ФЦП 112 также изменялись три раза путем доведения их до предполагаемых реальных значений».

В итоге все целевые показатели ФЦП, конечно, оказались достигнуты. Если ты можешь опускать планку, то в конце концов опустишь ее до той высоты, которую сможешь взять – и таки возьмешь высоту.

Но реальная картина получилась не такой, как задумывалось. «На 10 ноября 2018 г. из 85 субъектов РФ система-112 принята в постоянную эксплуатацию только в 17 регионах, на долю которых приходится менее 15 % территории и где проживают около 28 % населения России».

В 50 субъектах прошли государственные испытания системы. Но в 38 из них систему пока нельзя эксплуатировать. «На устранение таких замечаний, как обеспечение информационной безопасности, интеграции с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и с системой ЭРА-ГЛОНАСС требуется от 1 до 2 лет».

Мало того, что финансирование урезалось, так еще и те деньги, что были выделены, использовались бестолково.

27 регионов получили субсидию на реализацию мероприятий ФЦП на 561,4 млн. руб. Но на 1 ноября 2018 года система-112 у них так и не создана.

МЧС разработало программное обеспечение для унификации межведомственной интеграции и бесплатно передавало его регионам. Но за ним обратились только 28 субъектов РФ, а остальным оно оказалось не нужно, поскольку его все равно невозможно адаптировать к тому оборудованию и программам, на которых они работают.

Специально для Крыма на 30,3 млн. был закуплен технический проект инфраструктуры и программно-технический комплекс. Но он тоже оказался ненужен. Крымская инфраструктура системы-112 построена на основе другого программного продукта.

В отчете аудиторов приводится несколько подобных случаев: одно ведомство или регион ставит у себя одно программное обеспечение и оборудование, другой – другое. Заставить всех установить что-то одинаковое – невозможно. Ведь у всех личный интерес, «свои» IT-компании, и надо госзаказ дать именно им, а не тем, кто удобен другому ведомству или региону. Поэтому - тихий саботаж, подковерные интриги и тупик, выход из которого видится в принятии нового закона, предписывающего всеобщее единообразие. Именно к такому мнению и пришли аудиторы: «проведенный анализ показал недостаточность правовых актов в области эксплуатации и развития системы-112».

Отдельное внимание в отчете Счетной палаты уделено системе-112 Московской области. По сравнению с другими регионами она на удивление эффективна.

Аудиторы отмечают ее социальную перспективность: «действующая конфигурация системы уже в настоящее время позволяет осуществлять ряд дополнительных (бесплатных) функций - поиск людей по координатам, отслеживание местоположения детей с информацией о смене местоположения, услуги сурдопереводчика он-лайн и другие услуги. Накопленный массив статистической информации используется руководством Московской области для анализа и принятия управленческих решений».

Поскольку ФЦП-112 завершена, деньги из федерального бюджета на систему-112 больше выделяться не будут. Доводить ее до ума субъекты Федерации должны самостоятельно на средства своих бюджетов. Но найдутся ли у них эти средства – большой вопрос. «В настоящее время, - отмечает Счетная палата, - пятью субъектами РФ бюджетные ассигнования на эти цели на 2019-2020 годы не предусмотрены».

Другой большой вопрос – интеграция региональных и ведомственных дежурно-диспетчерских служб. Если теперь вся система-112 будет развиваться только за счет средств регионов, их техническое и программное обеспечение уже, наверняка, не получится унифицировать. Каждый будет дуть в свою дуду - использовать то оборудование, какое ему удобнее. При таком подходе создание единой для всей страны общефедеральной системы экстренного реагирования становится и вовсе крайне проблематичным. Так то вряд ли она когда-то у нас появится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру