В российских тюрьмах будут лечить по-новому: приедут поезда здоровья

В преддверии 190-летия пенитенциарной медицинской службы во ФСИН рассказали об изменениях в лечении заключенных

Передвижные маммографы для женщин, новейшие средства против инсульта и инфаркта для мужчин — все это должно стать реальностью за решеткой в ближайшее время. Целые «поезда здоровья» (на их «борту» будут специалисты российского онкологического центра им. Блохина, МНИОИ им. Герцена и т.д.) приедут в колонии. А для умирающих в каждой тюремной больнице откроют паллиативные палаты.

Тюремные врачи накануне 190-летия пенитенциарной медицинской службы рассказали, как будут лечить заключенных в обозримом будущем.

В преддверии 190-летия пенитенциарной медицинской службы во ФСИН рассказали об изменениях в лечении заключенных

14 апреля 1829 года великий доктор Федор Гааз положил начало тюремной медицине, когда обратился к князю Голицыну с предложением исследовать состояние здоровья всех московских арестантов. С тех пор минуло почти два века, а лечение заключенных по-прежнему в руках тюремщиков. Идею передать эту вотчину Минздраву больше уже не обсуждают. Более того, сам Минздрав признал успех пенитенциарной медицины, особенно ее вклад в снижение заболеваемости от инфекционных заболеваний (и наградил руководство ФСИН).

«Не попал бы в тюрьму — не узнал бы, что у меня туберкулез и ВИЧ», — эту фразу правозащитники слышали много раз. По факту многие люди делают флюорографию только оказавшись в местах лишения свободы. И уровнем лечения туберкулеза ФСИН сейчас гордится — смертность от этой болезни сократилась за последние пять лет в 7 раз. Пациентов, кстати, такие доктора называют не заключенными, а исключительно подопечными.

Взаимные претензии у заключенных и тюремных врачей, конечно, есть. Вот два самых печальных примера. В колонии на Дальнем Востоке осужденный захватил в заложники доктора, ударил в шею заточкой (сейчас она в больнице). Не оперативника, не режимника, а женщину в белом халате. Раньше такое было бы невозможно в принципе, потому что не «по понятиям». С другой стороны, недавно осудили фельдшера московского СИЗО №4. Женщина была в связке с криминальными элементами и нерадивыми оперативниками (они сейчас под следствием). Лечила только тех арестантов, кого ей разрешали эти «кураторы» (как в погонах, так и в наколках), а всех остальных «посылала лесом».

Но в праздник вроде как нужно говорить только о хорошем. Его, хорошего, действительно много.

— Медицинское управление сегодня главное и лучшее во ФСИН, — считает замдиректора ведомства Валерий Максименко. — Главное — потому что люди, попавшие в учреждения УИС, должны вернуться домой живыми и здоровыми. Некоторые наши пациенты смогли получить высокотехнологичную медпомощь, только попав за решетку (на свободе они ждали своей очереди годами). Поскольку онкология — проблема №1, то мы начали приобретать передвижные маммографы. В ближайшее время каждая женщина из группы риска пройдет обследование. Есть договоренность с ведущими НИИ страны, они дадут своих специалистов, чтобы те проконсультировали и обследовали заключенных. Речь идет о так называемых поездах здоровья, которые прибудут в каждую колонию.

Правозащитники обратились к медикам с просьбой решить вопрос с теми больными, которые «застряли» между двумя постановлениями правительства (в одном перечень недугов, препятствующих содержанию под стражей, в другом — отбыванию наказания). Эти люди уже осуждены, но приговор еще не вступил в законную силу. Такая ситуация с больным лимфомой великаном Ильей Петровым, про которого писал «МК».

— Мы хотели бы, чтобы медики активнее использовали Стамбульский протокол, направленный на выявление случаев пыток и жестокого обращения, — говорит член СПЧ Андрей Бабушкин. — Просим также более активно выявлять среди осужденных, допускающих нарушения, тех, кто делает это под влиянием психического расстройства. Из конкретных пожеланий: чаще лечить зубы, а не вырывать их, выдавать большему числу инвалидов технические средства реабилитации.

Правозащитники также предложили ввести книгу жалоб для оценки пациентами-заключенными своевременности и качества полученной медициной помощи. Ну а в целом заметили: если в 2011 году председатель СПЧ Михаил Федотов охарактеризовал тюремную медицину как издевательство над людьми, то сейчас ситуация другая, и тысячи людей могут быть благодарны тюремным медикам за спасение своих жизней.

Командировка к маньяку: сыграйте в онлайн-игру про российскую зону

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27951 от 13 апреля 2019

Заголовок в газете: Здоровье «по понятиям»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру