Искусствовед назвала испорченного «Ивана Грозного» страховкой от превращения в зверя

В суде эксперт объяснила мотивы повредившего картину Игоря Подпорина

18.04.2019 в 16:22, просмотров: 1986

Страховкой от превращения человека в зверя назвала картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которую повредил Игорь Подпорин, искусствовед Третьяковки. В ходе судебного заседания в Замоскворецком суде Москвы 18 апреля эксперт галереи объяснила мотивы, которые могли заставить «борца за историческую правду» напасть на шедевр живописи.

Искусствовед назвала испорченного «Ивана Грозного» страховкой от превращения в зверя
фото: АГН «Москва»

Как отметила в ходе допроса приглашенная в суд в качестве специалиста заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковки Татьяна Юденкова, изуродованная Подпориным картина с самого момента своего создания оказывала на зрителей очень сильное психологическое воздействие.

— У кого-то она вызывала страх, у кого-то поклонение перед мастерством художника, — пояснила искусствовед.

По словам Юденковой, психоделического эффекта Репину удалось достичь двумя путями. Во-первых, сам вид крови на полотне может вызвать бурю эмоций. Во-вторых, художник тонко передал психологическое состояние Ивана Грозного в момент убийства, что также может сказаться на зрителях со слабыми нервами:

— Репин проявил себя как психолог. Очень сложно изобразить состояние человека убивающего и убиенного. Он изображает момент, когда Грозный, убивая, осознает, что совершает преступление. Художник поднимает вопрос нечаянного убийства, и это сближает его с романом Достоевского «Преступление и наказание». Современники очень хорошо этот посыл считывали. Крамской писал, что человек, один раз увидев эту картину, будет застрахован от состояния зверя, способного убить.

Показания эксперта косвенно подтвердили главный довод Игоря Подпорина. Напомним, подсудимый «бьет» на то, что картина отражает не исторический факт, а выдумку художника. По словам искусствоведа, сейчас историки действительно придерживаются именно этой версии. Однако во времена Ильи Репина ее в помине не было. Обелить биографию самого знаменитого правителя из рода Рюриковичей решил Иосиф Сталин. В XIX же веке все исторические труды описывали убийство Грозным своего сына как свершившийся факт.

— Репин при создании картины пользовался, в частности, «Историей государства Российского» Карамзина, — рассказала Юденкова. — Иных источников у него просто тогда не могло быть. Однако на создание картины его сподвигли не исторические события, а кровавая современность. В первую очередь, убийство Александра Второго. Художник был на казни «первомартовцев», убивших императора. Полотно описывает сложные процессы, происходившие тогда в обществе. Эта картина, как и другие работы Репина, стала провокацией и сенсацией.

Тем не менее главный вопрос — об особой культурной ценности картины, которая напрямую влияет на квалификацию преступления и жесткость наказания, которое грозит Подпорину — до сих пор остается открытым. Следующее заседание по делу назначено на 29 апреля.