К Международному дню блогера: веселенький наркотик

Что это за профессия и зачем она нужна

Что это за профессия и зачем она нужна

Мы умрем. Мы пройдем мимо вас,

Как забытая вечность. Но каждый

Обернется взглянуть хоть однажды

В непроглядную мглу наших глаз.

П.Антокольский

Вообще блогеринг вполне можно назвать работой. Независимо от того даже, что многие-многие делают сие бесплатно. Это как призвание. Любовь к музыке, искусству, писательству, наконец.

Помню, как невероятно сложно было опубликоваться (хоть где-нибудь!) в досточтимом СССР. И хотя я писательством тогда не увлекался (страдал рок-н-роллом), в памяти прекрасно отложились засаленно-затрепанные от частого претенциозного чтения-обсуждения редкие самиздатовские издания — противоположно отличающиеся от официоза!

Это все равно что сочинить песню — и тут же бежать слабать-исполнить ее кому-нибудь из близких знакомых, чтобы дали непредвзятую оценку. Закатать ее на пленку-бобину, пустить по кругу — сначала узкому, соседско-коммунальному. И если повезет — то всесоюзному.

Так — в «домашнем» варианте — становились известными подпольные рок-группы, авангардные музыканты: БГ, «Странные игры», «АукцЫон», Розенбаум, Северный и т.д., и т.п. Так во весь рост выходили к широкой аудитории (относительно, конечно, широкой) самиздатовские авторы: М.Гефтер (наряду с огромным научным наследием, опубликованном при Союзе), его ученик и продолжатель журнала «Поиски» Г.Павловский (успешно печатающийся-выступающий по сию пору), Е.Боннэр, Е.Алексеева, мн.-мн. др.

И вот пришла эра Интернета — и все, что ты измыслил, тут же вещаешь миру. Круто? Еще как!

Лично я начал ваять-сочинять-строчить в 2010 г. Когда вышел, точнее даже, еле выполз (практически убитый-раздавленный жесточайшим «ельцинским» кризисом 1998-го) из периода 20-летнего занятия бизнесом. Ставшего в России… не то чтобы неудобоваримым, но — абсолютно несвободным, нечестным, грязным. К тому же опасным.

Банды из 90-х, с которыми в принципе всегда можно было все решить (тогда калякали — «порешать»), почили в бозе. Они сменились на реально боевые провластные штурмовые отряды — с коими стопроцентно не договориться. И ежели кто-то из «больших» дядей положил глаз на твой скромный, но крайне доходный пивоваренный заводик, то пиши пропало, брат. Но не будем о грустном…

Время ускорилось неимоверно. В сотни тысяч раз.

Если раньше — в «бумажную» эпоху — писательское кредо, мастерство оттачивались годами, десятилетиями (в связи с очень медленным издательским круговоротом, тягомотной системой объективных читательских оценок etc.), то сейчас ты либо пишешь клево, безальтернативно остро — либо остаешься на задворках истории. (Т.е. бултыхаешься в свежесваренной каше собственных страницы-сайта-журнала. Тем не менее всем ветрам назло сочиняешь и печатаешься онлайн! Это главное: ты — самореализован.)

С первой же опубликованной в любом «тамиздате» вещью ты обретаешь моментальный читательский отзыв! Исправляешься, меняешься, учишься (ускоренно образовываешься), учитывая общественное мнение. И пишешь, пишешь, пишешь. И тут же вкушаешь плоды труда.

Ругаешь себя. Тебя ругают. Ты — их. И вместе вы — самонасыщаетесь взаимным творческим нетерпением. Объективизируясь либо наоборот — деградируя до пошлых матерных стишков. (Что тоже результат, пусть и обратный.)

За год-два можно стать… нет, не блогером, им ты уже заделался, — а нежданно-негаданно обернуться реально крутым писателем. И попасть на передовицы литкритики. И водрузиться в верхних рядах статистики профессиональных, «больших» авторов. Только — обладая нужной мерой таланта, работоспособности, амбициозности. Бойцовской хваткой питбуля, в конце концов.

Тут и менеджмент, и предприимчивость, умение не стесняясь и вовремя пропиарить самого себя. И в каком-то смысле виртуальный мерчендайзинг, маркетинг — да много чего!

И вот уже через пару сезонов после знакомства с самиздатом Мошкова (а мошковский сайт — великий проект для условного «любителя», учитывая верхние позиции во всех SEO-рейтингах посещаемости) — я оказался в лонг-листе «Ясной поляны».

Еще через год — в лонге премии «НОС». Еще через год — в тридцатке лучших постсоветских детективов («Инспектор НОС») наряду с Акуниным, Юзефовичем, Корецким, Бушковым. (Приз тогда (2014) взял «Дознаватель» М.Хемлин — Царства ей Небесного!)

А сколько радости было, когда на счет прилетели первые 5 руб. за рекламу на Яндексе! Я бы и бесплатно гвоздил незатейливые посты. Но за бабки — другое же дело, посоны-деффчонки, а?!

Это ж настоящий веселый наркотик: придумать, создать, написать-отредактировать, выложить — и получить законный (достойный) гонорар. Т.е. огрести — подлинно по заслугам.

Сварганил крутющий, хорошо «вошедший» (как говорят редакторы) материал — возьми деньгу. Сотворил туфту — получай отвязные комменты про «аффтар убейся ап стену» или «спасибо, блеванул». Или — «я тебя вычислю и в асфальт закатаю… (дальше идет родимая русская сентенция)».

Блогеринг — мощное социальное явление. И ежели просьбу о срочном содействии страдающему ребенку разместит популярный ютубер-«миллионщик» — отклик будет гораздо быстрей и качественней, чем если бы статью залили в обычной, бумажной газете. Тривиально — в силу более глубокой вовлеченности блогинга в инфернальное пространство цифровой вселенной — неугасимую матрицу бесконечной жизни за экраном.

Отдельная история — язык блогинга. Спринтерский, концентрированный, лексически самобытный, харàктерный, диалектный, незашоренный. Свободный от цензурных штампов, затасканных фразеологизмов, всяческих прозаических длиннот. Схватывающий цель — ведущий эту цель до логического завершения. И — бьющий в десятку!

Потому что если чуть замямлишь, невнятно скуксившись в словесных платоновских «солнцестояниях» и «самолетопорханиях», сиречь живописных футуристических красивостях, не свойственных телеграфному языку репортажа, — аллес: «аффтара в топку!!!» — кричат раздраженные зрители. Листающие страницы жизни с пулеметной скоростью. Никак не позволяющей отвлечься на детальный рассказ об ажурных оборках свадебного платья инстаграм-персонажа.

Зрителям надо все и сразу. Нужно внезапное «что!» — диктующее не менее внезапное «как!» — скажем, чуть мудрено переиначив Цветаеву. Из обыденного факта вылепляя поэтический эпизод…

Блогинг (особенно видеоблогинг) — это когда ты на виду. Ты словно совершенно голый на пляже. Где одетые люди смотрят лишь на тебя, ни на кого больше.

Мало того что открыт всем и вся. Ты должен умудриться впарить народу такое, что он забудет про твою наготу. А вдруг по-философски «взглянет хоть однажды» внутрь событий. И станет обсуждать себя и окружающий мир — через твое видение предмета. Посредством твоей метафизической оптики. Потому как она — верна. А ты — распахнут и честен. Прозрачен. Ты — гуру.

Блогинг — коммуникативное состояние. Когда ты все время включен в абстрактно диалектическую розетку — выискивая поводы, находя несоответствия. Переворачивая их — будто блины на сковородке — по своему разумению. Ведь блогер не просто выдает на-гора новость, подобно газетному журналисту. Он неизлечимо болен постоянной булгаковской, театрально-морфийной зависимостью от аудитории.

И его задача — не сообщить происшествие, а обсудить его под нетривиально своеобразным углом. Предъявив обществу нетрадиционный взгляд на какую-то проблему, кажущуюся вроде бы заезженной. Ан нет…

Блогер — приятель, товарищ и брат. Он элементарно обязан отвечать на комментарии. Иногда довольно плотно въезжать в ситуационные коллизии оппонентов. Вплоть до реальной помощи. Так как это касается долговечности онлайн-жизни, онлайн-самочувствия, онлайн-здоровья. Рейтингов-рывков. Графиков роста, материального в том числе.

Выпал, вывалился ненадолго из насыщенной многолюдно-биржевой канвы — смотришь, а часть окормленной тобой паствы уже пасется в ином месте. Более для них привлекательном. Это — гонка на выживание. Конкуренция, и нешуточная. Мы же в цифровом мире вечно броуновского движения — где нет простоя.

Личностное общение — повседневная осознанная необходимость блогера. Ежели в real life у тебя три, ну, четыре друга максимум (тем паче в старшем возрасте), то в Инете их — тысячи. И каждому что-то от тебя надо, коли успел завладеть вниманием несчетной количеством публики. Что порой докучает. Угнетает. Тяготит.

Но из сего контекста складываются отменные истории. Невозможные в офлайне. Потому что только в онлайне ты в силах быстро (что важно!) скоммуницировать чрезвычайно разрозненную информацию. Сложить ее в единый мнемонический кейс. Из коего вырастает-выпрастывается собственно сюжет. В котором нет и не должно быть маленьких ролей. Где нужно сформировать полную иллюзию — живой(!) действительности.

Да, в блогинге всё по Станиславскому, а вы как думали?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27996 от 14 июня 2019

Заголовок в газете: «Аффтар убейся ап стену», или веселенький наркотик

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру