Следственный комитет «кошмарит» врачей: подозреваемых переучить, за ошибку сажать

За врачебные ошибки медиков будут наказывать еще жестче

Сразу две важные законодательные инициативы, касающиеся больниц, пациентов и врачей, появились в четверг на официальном портале нормативных правовых актов. Одна из них, безусловно, порадует нас с вами. Минздрав разработал инструкции по посещению реанимации. А вот вторая явно расстроит учеников Гиппократа. Следственный комитет предложил наказывать медиков за врачебные ошибки еще жестче. А тем, кто попал под следствие или даже просто оказался подозреваемым по уголовному делу, придется проходить курсы переподготовки.

За врачебные ошибки медиков будут наказывать еще жестче

Сажать, а потом учить

Введение в уголовное законодательство специального наказания для медицинских работников — это похоронная музыка всему нашему здравоохранению, - считает президент «Лиги защиты врачей» Семен Гальперин. - Правоохранители не до конца понимают всех тонкостей работы медработников, поэтому, боюсь, что ужесточение наказания приведет лишь к массовым увольнениям людей.

Итак, новый документ вводит более серьезные штрафы за врачебную ошибку. Так, к примеру, в случае смерти пациента штраф врачу может составить до 500 тысяч рублей (помимо реально срока). Кроме того, прописаны отдельные сроки за неоказание врачом помощи, повлекшее смерть двух и более человек. Максимальное наказание здесь — 6 лет лишения свободы. За работу без соответствующих документов или по поддельному диплому (если работа повлекла смерть двух и более человек) — до 7 лет и штраф в 7 млн. рублей. Сейчас данные пункты в УК РФ отсутствуют.

Кроме того, правоохранители отдельно прописали наказание для врачей и медицинских организаций, которые намеренно скрывают информацию о халатности, вносят в документы недостоверные сведения, а также подменяют их или уничтожают.

Кстати, не только врачи (что ожидаемо), но и юристы отнеслись скептически к новшествам. Так, по словам адвоката, специалиста в области медицинского права Арины Субботиной, статья о подделке документов в Уголовном кодексе существует уже давно. И зачем ее дублировать, не понятно.

- В пояснительной записке к проекту СК РФ пишет, что они установили, что медицинские работники подделывали документы и меняли биологический материал пациентов. Так почему они не идут с этими делами в суд? Ведь статьи по таким правонарушением есть.

- В советское время были периоды, когда на производства отправляли комиссаров, чтобы те контролировали работу. Тогда ничего не вышло. Не уверен, что получится что-то стоящее и сейчас. Так можно в любой организации устраивать проверки и находить нарушения, - считает Семен Гальперин.

Свои позицию в Следственном комитете РФ подкрепляют цифрами. Так, по данным правоохранителей, в последние годы стабильно растет количество обращений от людей, которые не удовлетворенны оказанием им медицинской помощи.

«В 2016 году в следственные органы поступило 4947 сообщений о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, в 2017 году – 6050, в 2018 году – 6 623 сообщения, - поясняют в СК РФ. - При этом с каждым годом количество возбуждаемых дел растет, растет число потерпевших-погибших, в том числе детей».

По словам Субботиной, увеличение жалоб может быть связано с ростом потребительского экстремизма, с технологическим прогрессом, но вряд ли с халатностью конкретного врача. Хотя родные тех, кто погиб в больничных стенах, едва ли с ней согласятся.

Кстати, внести изменения следователи предлагают и в закон «Об основах охраны здоровья граждан» - по их мнению, врачи, которые оказались не просто под следствием, но в качестве подозреваемых по тому или иному уголовному делу и в отношении которых следствие было прекращено, обязаны будут пройти переподготовку, курсы и заново получить аккредитацию. Только после этого их следует допускать к работе.

- Эта норма является излишней, поскольку сейчас суд имеет право вынести постановление об отстранении человека, признанного виновным, от работы и занимаемой должности, - полагает Арина Субботина. - Но если вина человека судом не доказана, на каком бы этапе следствия он не находился — подозреваемый или подсудимый, отстранить от работы его не могут. Иначе это будет противоречить Конституции РФ. В конечном итоге эти нововведения приведут к увольнениям медиков, особенно в государственных клиниках, еще большей нагрузке на оставшийся персонал и еще большему числу врачебных ошибок.

Как пройти в реанимацию

Если врачам впору хвататься за голову, то пациентам, наоборот, есть чему порадоваться. Минздрав РФ разработал правила посещения тяжелых больных в реанимациях и палатах интенсивной терапии. Кстати, многие правила, как оказалось, формально уже давно существуют в больницах, и их лишь оформили на бумаге.

Чиновники прописали требования к посещению пациентов, которые находятся в реанимации либо в палате интенсивной терапии больниц. Так, увидеть тяжелобольного могут только близкие родственники (мать, отец, дети после 12 лет, братья и сестры). Друзья и коллеги также могут навестить больного, но только в сопровождении вышеуказанных родных и с разрешения самого пациента.

Кроме того, перед посещением родственники (или законные представители пациента) должны получить согласие лечащего врача и заведующего отделением.

Другое обязательное требование врачебного этикета — посетители должны быть абсолютно здоровы, без признаков острых инфекционных заболеваний, в том числе повышенной температуры, проявлений респираторной инфекции и даже диареи. Правда, медицинские справки об отсутствии заболеваний врачи требовать не будут, лишь предупредят устно. Скрыть какую-то болячку (например, понос или насморк) или сказать о ней откровенно — этот вопрос остается на совести самих родных и друзей больного. Пьяных и даже слегка подвыпивших посетителей также не допустят в реанимацию. Всего же в палате сможет находиться одновременно не более двух человек.

Также врачи будут обязаны перед посещением пациента подготовить посетителей психологически, ведь человек в реанимации лежит, как правило, в критическом состоянии.

Прописали в документе и одежду, которую необходимо надеть. Верхнюю, как обычно, следует снять, надеть бахилы, халат, маску, шапочки, тщательно вымыть руки. Мобильный телефон и другие электронные устройства выключить. Посетители обязаны соблюдать тишину и выполнять указания врачей и медсестер.

Запрещается заходить в реанимацию во время проведения инвазивных процедур — интубации трахеи, катетеризации сосудов, перевязки, проведения сердечно-легочной реанимации и так далее.

По словам научного сотрудника 1-го отделения хирургии РНЦ хирургии имени Петровского Александра Цховребова, формально практически все эти правила существуют давно. Правда, родственников к больному пускают только в том случае, если он долго лежит в реанимации и дал письменное согласие на посещение. При этом зайти может, как правило, лишь один человек, двое — крайне редко. Друзей в реанимацию практически не пускают (если только больной попросит сам).

— В палате интенсивной терапии и реанимации в зависимости от того, какая она — кардио-, общая и так далее, — находится до 4–6 пациентов. За ними постоянно наблюдают врач-реаниматолог и несколько медсестер. Поэтому если посетителей окажется много, за ними невозможно будет уследить, осмотреть всех на состояние здоровья, — пояснил хирург.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28002 от 21 июня 2019

Заголовок в газете: Что пациенту хорошо, то врачу — смерть?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру