Змеиная отрава псевдопатриотизма: почему чиновники путают истину с ее двойниками

Опасно подменять идеалы утопией

20.06.2019 в 15:56, просмотров: 8361

Закончился учебный год, отгремели выпускные вечера, впереди долгожданные каникулы. Но не учебой единой жива школа. Во время школьных каникул жизнь не замирает. Напротив, она бьет ключом. Экспедиции, походы, экскурсии, трудовые лагеря — все это было, есть и остается в арсенале воспитания школ. И в эпоху застоя, и в перестройку, и в перестрелку, и в «лихие» девяностые, и в стабильные двухтысячные школа не прекращала прилагать усилия по воспитанию своих питомцев. Другое дело, что сегодня любая организация походов, экспедиций, экскурсий требует такого огромного количества согласований, зафиксированных в документах, что, избегая ответственности, школе проще ограничиться стандартным набором мероприятий, которые предписываются свыше.

Лично у меня сам термин «мероприятие» вызывает тоску. Уверяю, у детей тоже. Воспитание — дело живое, не терпящее формализма. Сегодняшние дети действительно изменились, они не будут послушно внимать изрекающему истины учителю, покорно выполняя его руководящие указания. Любое принуждение вызывает у них отторжение и, как следствие, потерю доверия к учителю. Примерам несть числа. Вот лишь пара примеров, которые описывают мои коллеги.

Эпизод 1. 7 мая пишем диктант Победы. Всё в российских традициях: с помпой, с партийным душком, да еще и с расходами: муниципальные районы бланки с диктантом должны в этот же день доставить в региональный центр обработки информации. Для нашего района — 600 км (в г. N и обратно).

А в это же время в Сети идет активное обсуждение новой вещи Бориса Гребенщикова «Баста раста»:

Я готов воздать должное величию стяга,

Но от вашего бесстыдства загорается бумага.

Грудные младенцы в военной форме — увага!

Вы доигрались — ждите Нага!

Для тех, кто не все понял: «увага» — «внимание» по-украински, наги — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме.

Подростки, а заодно с ними молодые педагоги, принимают участие в обсуждении текста иконы рока БГ, который поставил точный диагноз змеиной отраве псевдопатриотизма. Увы, от этого бесстыдства бумага с бланками диктанта Победы не загорелась. Напротив, в угоду начальству были истрачены значительные денежные средства и время людей, вынужденных преодолеть шестьсот километров для их своевременной доставки. Так благородная идея становится перевертышем.

Эпизод 2. Как только на экраны вышли фильмы о военных приключениях танкистов «Несокрушимый» и «Т-34», тут же в школы пошли письма региональных чиновников и партийных боссов о необходимости просмотра этих картин школьниками. Никого не смущало, что с самого первого показа многие признанные режиссеры и критики скептически отнеслись к названным кинопродуктам. Они не считают, что ради возбуждения благородных чувств можно пожертвовать правдой. Да что там кинокритики! Неоднозначны были отзывы представителей РПЦ. Так, клирик Барнаульского храма иерей Александр Микушин назвал фильм «Несокрушимый» «звенящей пошлостью российского кинематографа». Писатель и военный журналист Сергей Тютюнник говорит о том, что история Ивушкина с его семью побегами просто невозможна. Но приказ есть приказ, он не подлежит обсуждению. Администрация региона потребовала от школ отчетов о просмотрах и количественном составе юных зрителей.

Затем последовали разборки с подростками. После одного из просмотров «Несокрушимого» на досужий вопрос учителя «ну как тебе фильм, Сережа?», восьмиклассник честно ответил: «А мне там никого не жалко!» Вместо того чтобы разобраться в причинах такой позиции, классный руководитель, обуреваемый патриотическими чувствами, вызвал в школу родителей и провел с ними профилактическую беседу об отсутствии у их сына чувства благодарности нашим отцам и дедам за мирное небо.

Но это не всё. Два любопытных молодых учителя специально изучили страницы в Интернете, интервью, выступления на форумах и конференциях целого ряда крупных чиновников регионального уровня, в том числе тех, кто настоятельно рекомендовал фильмы к просмотру. И вот что выяснилось: в одном из интервью руководитель профильного комитета, поставивший свою подпись под «рекомендательными письмами», говорит о том, что «к сожалению, не смог еще посмотреть рекомендованные фильмы»… Удивительные исторические метаморфозы! Не так давно — «я книгу не читал, но возмущен»; сегодня — «я фильм не видел, но детям смотреть обязательно». Так кто, спрашивается, своими топорными действиями подрывает доверие молодых людей (к ним в равной мере отношу и подростков, и начинающих свой путь в профессии педагогов) к государственным институтам?

В основе казенного патриотизма чиновника стремление «сплотить ряды» и встать под единые идеологические знамена. Между тем чиновникам неплохо бы было руководствоваться законом. Конституция РФ, как известно, гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Что вполне естественно в многонациональном и поликонфессиональном государстве, которое населяют верующие и атеисты, сторонники консервативного и либерального путей развития. Чиновники путаются сами и путают истину с ее двойниками-перевертышами.

Нельзя смешивать понятия «мировоззрение» и «идеология». Мировоззрение есть самосознание человека, основа его бытия. Образование — по сути процесс обретения человеком собственного мировоззрения, без которого нет личности. Идеология есть не что иное, как обезличенное мировоззрение. Мировоззрение каждый человек избирает себе сам в соответствии со своим характером. Идеология же навязывается пропагандой. Пропаганда — образование, искаженное стремлением понравиться начальству. Она имеет в виду лишь чисто внешнее сплочение масс. Ей нет дела до образования отдельного индивида. Используя пропаганду, идеология подменяет внешней муштрой задачу приобщения граждан к традиции. Лишь бы только сплотить на время массы в боевые колонны. Во всех отношениях пропаганда — суррогат воспитания, демонстрирующий временный внешний эффект, удобный для отчетов перед начальством о проделанной работе, но в итоге приводящий к отчуждению вступающих в жизнь поколений от своих воспитателей.

Людям свойственно стремление к идеалу. Это нормальная человеческая потребность. Но зачастую этот идеал подается в идеологической упаковке, что приводит к превращению идеала в утопию, попытка осуществить которую на практике оборачивается трагическими последствиями для людей. Идеал недостижим, но даже несовершенное его осуществление приближает к нему действительность, поднимает ее на более высокую ступень. Стремление к идеалу облагораживает душу, дает ей силу подняться после падений. Утопия так же недостижима, но ее осуществление есть всегда насилие над жизнью. Фиктивное осуществление утопии возможно лишь посредством террора. Стремление к утопии приводит к нетерпимости, одержимости, фанатизму, утере нравственных критериев. Одержимый утопией подменяет проповедь пропагандой, вдохновение — подстрекательством, стремится заразить других своим фанатизмом.

В основе любой идеологии (религиозной, имперской, националистической, коммунистической и т.п.) всегда лежит утопия. Следует отметить, что сегодня возникают гибридные варианты, в которых причудливо сочетаются элементы разных идеологий. Но суть дела от этого не меняется. Образно говоря, в одну телефонную будку можно умудриться поместить несколько сот человек. Но для этого придется отрубить им ноги, руки и головы.

Сегодня, вследствие смешения понятий, в различных регионах страны перед педагогами ставится задача борьбы с деструктивными идеологиями. Задача может выглядеть корректной, если упустить из вида, что любая идеология как омертвевшее мировоззрение деструктивна. А потому организация борьбы одной идеологии с другой напоминает борьбу чумы с холерой. Как бы ни чесались языки, а иногда и руки идеологов и практиков, ратующих за введение единомыслия в стране, их время безвозвратно ушло. В жизнь вступают новые поколения, которым все труднее затуманивать сознание громогласной риторикой.