Капитан оценил перспективу "женского царства" на флоте

Чем обернутся нововведения Минтруда

Вопрос гендерного равенства звучит в мире все громче. Вот и до России докатилось: Минтруд хочет сократить перечень работ и должностей, ранее запрещенных для женщин. Таких, оказывается, 456! Правда, принят документ был 20 лет назад. Времена изменились. Сегодня дамам под силу остановить и железного коня. Если поправки пройдут, россиянки этим и займутся — будут работать дальнобойщиками, машинистами электропоездов, трактористами, автослесарями...

Чем обернутся нововведения Минтруда

Но смущают некоторые профессии, на которые, казалось бы, дамы и смотреть не должны. Каждый моряк знает: женщина на корабле — к беде. Минтруд же предлагает осваивать специальности боцмана, шкипера и матроса. Причем для работы на всех видах флотов. Как на это смотрят моряки? «МК» поговорил об этом с капитаном I ранга, членом экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» Василием Дандыкиным.

— Когда-то морской закон был суров до крайности: в Дании, если на корабле находили девушку, выбрасывали за борт. А как вы считаете, женщина на корабле — это хорошо или плохо?

— Поверье, что женщина на корабле к беде, существовало со времен создания флота. Но эмансипация ушла далеко вперед. Уже есть женщины-адмиралы и такие, что командуют боевыми кораблями. В Голландии даже есть женщина — командир подводной лодки. Насколько мне известно, все они справляются со своими обязанностями. Можно сказать, что сейчас это в порядке вещей, но в большей степени касается Европы и США.

— Что же мы отстали?

— Женщины и у нас были на кораблях. Например, во время Великой Отечественной была известная женщина — капитан большого гражданского судна на Дальнем Востоке. И в море женщины рыбачить выходили. Если брать вспомогательный флот, то там всегда были буфетчицы, секретчицы, гидрографы. Но все это, как правило, работа, не связанная с физическими нагрузками.

— А что делают боцман, шкипер и матрос?

— Матрос — это общее название младшей должности на корабле. У каждого матроса своя специальность. Это может быть гидроакустик, радист, артиллерист или комендор, ракетчик. Работа шкипера связана со всем, что касается хранения запасов и грузов. Это погрузка, разгрузка. Боцман — это серьезная работа на верхней палубе: швартовка, содержание внешнего вида корабля в порядке. Палуба должна быть отдраена, покрашена, вычищена. И это все большие нагрузки. Вспомните фильм «Берегите женщин». Там девушки-героини как раз капитан, боцман и матрос. И там видно, насколько это сложная для женщин работа.

— Минтруд предлагает задействовать женщин на всех видах флота. Как вы думаете, дойдет до военного?

— Вряд ли военное ведомство на это пойдет. Хотя женщин, желающих служить, поверьте, очень много. Понятно, что кроме армии сейчас сложно где-то выживать — и на службу у нас уже призываются даже барышни после 30 лет, имеющие детей. Женщины на порядок аккуратнее, исполнительнее мужчин. Они не злоупотребляют сами знаете чем. Командиры ими довольны.

Женщины уже проторили дорожку в военные училища. Даже был набор барышень, которые будут летать на боевых самолетах. Но вряд ли их задействуют на военном флоте. И дело не в консерватизме. Флот, корабли — это зона большого риска. И это серьезная мужская работа. Еще раз скажу: во вспомогательном флоте женщины всегда были и будут. Но, как правило, они служат на берегу — в войсках связи например. Служат, кстати, на очень приличных должностях, до капитанов I ранга дослуживаются. Но не на подводных лодках и кораблях.

— В других странах женщины служат наравне с мужчинами. Почему нашим нельзя?

— Да, в Израиле, например, женщины и танками, и самолетами командуют. В других странах есть женщины и на военном флоте. Но я лично не понимаю такие тенденции. На мой взгляд, это противоречит роли женщины в традиционном российском обществе.

— А в принципе условия на корабле подходят для женщин?

— Сейчас условия, конечно, не те, что были, когда я служил, — не нары в три ряда и рундуки (ящик для хранения одежды. — Л.П.). Сейчас есть условия, соблюдаются все нормы, стоят кондиционеры, контрактники живут в отдельных каютах. Но как бы мы ни стремились к сближению мужчин и женщин, все-таки война — это чисто мужская работа.

— Кстати о сближении. В 2017‑м в ВМС Великобритании разразился скандал из-за секса на борту атомной подлодки между женщиной-офицером и командиром. Потом выяснилось, что не они одни были такие. А это очень вредит службе. Насколько серьезна эта проблема на флоте?

— Когда я был в Сирии, то видел, что там служит очень много барышень рядом с мужчинами. Там закон такой: никаких амурных историй, каждый занимается своими непосредственными обязанностями. А если что-то случается, сразу же такой член команды выбывает на землю. Из той информации, что просачивается, можно сделать вывод, что существует проблема сексуального насилия среди военных во многих странах. И не только со стороны мужчин, а и со стороны женщин, если она командир. Это стараются не афишировать, но случаев много.

— Ну и, наверное, моряку было бы легче исполнять свою трудную работу, если бы женщина ждала его на берегу? Это ведь важно для мужчины?

— Это самое главное, поверьте мне. Когда полгода в море находишься, чувства обостряются до предела, и это как раз та романтика, которой человек дышит. Да это вообще особый разговор. Помню, когда подходишь к Севастополю... ну это просто невозможно передать словами. Когда ты сходишь на берег и видишь любимую... А особенно если, как было у меня, провожала, ничего не знал, а встречает, смотрю — уже вот-вот родить должна... Все-таки мужчины должны беречь женщин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28014 от 5 июля 2019

Заголовок в газете: Женщина на корабле — к секс-скандалу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру