Успеть за прогрессом

Профессиональное образование врачей выстраивается под задачи современной медицины

В российском здравоохранении происходят масштабные преобразования. В массовую медицинскую практику широко внедряются современные методы лечения, создаются национальные сети специализированных медицинских центров, по всей стране оказываются высокотехнологичные виды медицинской помощи, формируется единая информационная система здравоохранения, устанавливается непосредственная связь ведущих научных центров с региональными клиниками. Все эти процессы предъявляют очень высокие требования к уровню квалификации медицинских кадров. Система профессионального образования пытается успевать за стремительными переменами.

Профессиональное образование врачей выстраивается под задачи современной медицины

Чтобы будущие врачи прошли подготовку на уровне современных требований, недостаточно просто обновить учебный материал. Научный и технологический прогресс в медицине требует системного переформатирования профессионального образования на всех этапах: от обучения в вузах до повышения квалификации зрелых специалистов. Поэтому медицинское образование, по оценке главы Минздрава Вероники Скворцовой, становится одним из наиболее развивающихся блоков отечественного здравоохранения.

В последнее десятилетие в российских медвузах внедряются новые образовательные стандарты третьего поколения. Современная версия профессионального медобразования более ориентирована на практическое использование получаемых знаний, на обучение «у постели больного», на освоение постоянно возникающих новых методов диагностики и лечения. Например, научные дисциплины, такие как биология, химия, физика, теперь преподаются не в качестве обособленной общенаучной подготовки, как это было раньше, а как база для освоения современных медицинских технологий, разработки новых лекарств и методов лечения.

Сегодня вузы готовят студентов к внедрению в практику еще только возникающих парадигм здравоохранения: презиционной (индивидуализированной) медицины, цифровой медицины, использующей результаты автоматизированного анализа больших массивов данных, ценностной медицины, утверждающей приоритет лечения человека, а не его болезни.

Практическая подготовка будущих врачей ведется весь период обучения. Совокупный коечный фонд университетских клиник превышает 15 тысяч коек. Шестой курс медвуза сегодня представляет собой, по сути, субординатуру по терапии или педиатрии.

Минздрав совместно с медицинским сообществом – Национальными медицинской и фармацевтической палатами – разрабатывает отраслевые профессиональные стандарты. Профстандарты определяют, какие знания и умения необходимы врачу конкретной специальности.

Соответствие выпускников медвузов единым для всей страны профессиональным стандартам проверяется в ходе специального испытания – первичной аккредитации. В ходе аккредитации независимая комиссия оценивает предметные знания, профессиональные умения и навыки клинического мышления будущих врачей. Испытуемые последовательно проходят своего рода теоретический ЕГЭ, практическое испытание с использованием симуляторов и тест на способность принимать врачебные решения в реальной ситуации. Успешно прошедшие все этапы допускаются к профессиональной деятельности.

Первичная аккредитация вводилась поэтапно для всех выпускников, обучение которых проводилось в новом практико-ориентированном формате. Поэтому они получили возможность работать на определенных позициях в первичном звене здравоохранения сразу после окончания вуза без обязательного обучения в ординатуре. В прошлом году так и поступили более 4,5 тысяч выпускников. С нашим дефицитом врачей это немаловажное обстоятельство.

Желающих продолжить обучение и получить специализированную медицинскую квалификацию, как и прежде, ждет ординатура. Но сама ординатура уже не такая, как была раньше.

Во-первых, правила приема в нее унифицированы и привязаны к результатам первичной аккредитации. Это дало возможность лучшим выпускникам со всей страны обучаться в ординатуре ведущих вузов.

Во-вторых, ординатура – это теперь не два года обучения для любой специальности, а модульное многоступенчатое образование продолжительностью от одного года до пяти лет в зависимости от специализации и уровня получаемой квалификации.

Как объяснила в своем недавнем интервью Вероника Скворцова, это необходимо не только для того, чтобы сроки обучения соответствовали сложности конкретной специальности, но и для того, чтобы молодой врач мог планировать свою будущую жизнь в профессии в соответствии со своими намерениями, амбициями и личными обстоятельствами. Ведь очевидно, что не у каждого есть возможность преодолеть 11-летний (!) вузовский марафон, что называется, «в один присест». Модульная структура ординатуры предполагает вариативность и дает возможность выбора. Так, человек, проучившийся, например, три года в ординатуре по нейрохирургии, сможет приступить к работе с выполнением вмешательств средней сложности. При этом он может продолжить обучение еще в течение двух лет и стать специалистом экстра-класса — заниматься нейроонкологией и сложнейшими нейрососудистыми операциями.

В-третьих, ординатура теперь также завершается особым видом аккредитации: первичной специализированной. После освоения каждого модуля, для допуска к медицинской практике соответствующего профиля и уровня необходимо будет получить независимое подтверждение полученной квалификации.

Стремительное и всё ускоряющееся развитие диагностических и лечебных технологий означает, что никакого образования – даже самого качественного и продвинутого – врачу теперь не хватит на всю жизнь. Чтобы не отстать от современной медицины, учиться новым подходам и осваивать новые методы работы необходимо постоянно.

Для этого была создана система непрерывного медицинского образования (НМО), заменившая собой устаревший формат повышения квалификации. НМО – это также модульное обучение, подстраивающееся и под потребности врача, и учитывающее новые направления в развитии медицины. НМО предполагает разные формы обучения: очное, в том числе стажировки в ведущих научных центрах и клиниках, и дистанционное, с использованием электронных материалов и интерактивных курсов.

Получение дополнительного образования – не просто возможность, но и обязанность практикующего врача. Оно станет необходимым условием для регулярного – раз в 5 лет – прохождения ре-аккредитации и подтверждения своего права работать в профессии. Минимальный объем обучения в системе НМО для прохождения очередной ре-аккредитации – 250 академических часов. Участие в системе организовано через Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru, на котором сегодня зарегистрировано уже более 500 тыс. специалистов.

Врачи не остаются без системной поддержки и в своей практической деятельности. Так, цифровизация здравоохранения предполагает, помимо прочего, создание компьютерных рабочих мест врача, в которые программно встраиваются алгоритмы действий по необходимой диагностике и эффективному лечению пациента, основанные на современных клинических рекомендациях. Создаваемая телемедицинская система в сложных случаях позволит прибегать к помощи коллег и ведущих экспертов.

С начала этого года в рамках нацпроекта «Здравоохранение» идет реализация федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». До 2024 года планируется совершенствование программ вузовского образования, развитие системы НМО и распространение системы аккредитации на всех медицинских работников.