Заметим, что «проиндексирован» и штраф за управление автомобилем без оформленной на него диагностической карты (ее не обязательно предъявлять инспектору ДПС — сведения о техосмотре имеются в базе данных ГИБДД). Отныне вместо 800 рублей такое нарушение будет «стоить» 2000 рублей — но наказывать за это можно будет только 1 раз в сутки. Иными словами, езда без техосмотра обойдется максимум в 62 тысячи рублей в месяц. Сейчас разрабатываются нормативные акты и внедряются технологии, позволяющие выносить штрафы за езду без ТО в автоматическом режиме, при помощи дорожных камер.
- Наша власть в данном случае действует совершенно как слепой котенок, тыкается методом проб и ошибок, - заявил «МК» Виктор Травин, президент «Коллегии правовой защиты автовладельцев». - Нет понимания, чего именно она хочет добиться — иначе было бы понятно, как нужно действовать. Правила в отношении проведения ТО меняются ежегодно, но, что бы ни придумывали чиновники, автовладельцы научились обходить эти правила.
История торговли талонами техосмотра началась еще в советские времена и расцвела в постсоветские. Талоны ТО можно было купить практически как булочки, в открытую — сначала у инспекторов ГАИ, потом в страховых компаниях, которые за небольшую плату прилагали диагностическую карту к полису ОСАГО. За долгие годы под присмотром власти автовладельцы развратились — и сейчас требовать от массового автомобилиста немедленно начать проходить ТО по-честному вряд ли получится.
- Много лет нам просто вбивали в голову, что всё можно обойти, а наказание в любом случае — взятка инспектору, причем не столь уж большая, - говорит правозащитник. - Быстро перекроить сознание людей не получится. Уверен, что через считанные месяцы появится десяток способов обхода этих новых правил, и девять из них будут изящными.
По мнению Травина, уголовная ответственность для операторов техосмотра не будет для них «тормозом»: компании, специализирующиеся на этой услуге, в ситуации тотальной покупки талонов «умирают» от недозагрузки, что даже «уголовка» им уже не страшна. Отметим, что в качестве наказания по этой статье предлагаются штрафы: от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 200 — для юридических.
- Единственным разумным выходом мне кажется отменить техосмотр вовсе и посмотреть, что получится. Если после этого увеличится количество ДТП, тогда действительно надо будет думать, как действовать. А если не увеличится — что вполне вероятно, по причине технической неисправности происходит всего около 4% ДТП в стране — к чему такая буча, такие игры?
Сдерживающий механизм можно сделать следующим, предлагает эксперт: если будет признано, что ДТП произошло из-за технической неисправности машины (за состоянием которой водитель должен следить), то санкции за это ДТП увеличиваются во много раз. К примеру, за наезд на человека на машине с неисправными тормозами наказание будет близким к высшей мере, то есть 20 или более лет лишения свободы.
- Все регуляторы должны быть в голове человека, - подчеркивает Виктор Травин. - Водитель должен понимать, что он может, конечно, выехать с неисправностью, но в случае ДТП наказание будет страшным.
В России до сих пор нет адекватной статистики зависимости числа ДТП от технического состояния машины, внесенных изменений в конструкцию и так далее. Чтобы строить работающую систему технического контроля, такая статистика необходима прежде всего.