«Легальных полигонов нет»: что показало расследование авиакатастрофы А321 в Жуковском

Эксперты признали, что ситуация со свалками вызывает опасения

16.08.2019 в 17:31, просмотров: 6933

Эксперты Росприроднадзора РФ и министерства экологии Московской области в пятницу проинспектировали окрестности аэропорта «Жуковский», чтобы установить, есть ли там «точки притяжения» птиц, питающихся отходами. По итогам этой проверки, как сообщил министр экологии Подмосковья Дмитрия Куракин, создана комиссия, которая должна выработать конкретные меры по улучшению экологической обстановки в этом районе. «Сегодня мы не можем зафиксировать наличие какой-либо орнитологической аномалии, — добавил Куракин. — На Глушице мы вообще не видели птиц, кроме последнего, самого благополучного участка, где есть несколько уток. Что касается пункта перевалки отходов, то там птицы были, это видели все. Но я не могу сказать, что их количество аномально и что оно способно в масштабе всей территории как-либо существенно повлиять на ситуацию».

«Легальных полигонов нет»: что показало расследование авиакатастрофы А321 в Жуковском

Росприроднадзор в свою очередь подтвердил, что в непосредственной близости от аэропорта находится несанкционированная свалка. В ведомстве отметили, что против компании «Вымпел К», на территории которой находится свалка, возбуждено дело по статье 17.7 КоАП («Невыполнение законных требований прокурора»), так как она не заплатила штраф и не ликвидировала свалку. Подробнее о результатах проверки «МК» рассказала научный руководитель АНО «Равноправие», в прошлом начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.

— Наталья Романовна, рядом с аэропортом обнаружены свалки?

— Легальные полигоны отходов рядом с Жуковским не эксплуатируются. Однако в ходе рейдовых осмотров территории — причем на протяжении нескольких месяцев — неоднократно выявлялись стихийные свалки. Есть факты внесения прокурорского представления по результатам проверок с требованием запретить размещение отходов на подобных объектах, обязать эксплуатирующие организации провести работы по рекультивации земельного участка, а также ликвидировать свалку путем осуществления вывоза с территории полигона отходов.

— Эти представления оставлены без внимания?

— Как видите.

— Какое наказание предусмотрено для тех, кто засоряет территорию?

— Собственнику загрязненного земельного участка грозит административный штраф до 250 тысяч рублей. Если же собственник данного объекта не установлен, отвечать за это будет администрация муниципального органа.

— Существуют полигоны, которые не привлекают птиц, например, свалки строительного мусора. Их можно строить поблизости от воздушных гаваней?

— Теоретически можно. Организация, которая планирует строить и эксплуатировать полигон отходов, должна оформить заявку в территориальное управление Росавиации на согласование строительства объекта в пределах приаэродромной территории гражданского аэродрома. Оператор аэродрома должен выдать соответствующее согласование об отсутствии возражений против размещения полигона на предложенном земельном участке.

— Почему о нелегальных свалках городские власти не всегда знают?

— Утвержденная территориальная схема по обращению с отходами столицы не предусматривает межрегиональных потоков в части захоронения отходов на территории Московской области. Но по факту часть ТКО Москвы и Подмосковья оказывается на нелегальных свалках, в том числе расположенных вблизи аэропортов.

— А кто должен отслеживать наличие птиц в границах взлетной полосы и на кого возложена функция их отпугивать?

— В соответствии с п. 4.2.3. Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. Что входит в эти мероприятия? Ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома строительства свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлетно-посадочную полосу и подходы к ней.

фото: АГН «Москва»

— В ближайшем будущем мы можем быть уверены, что все подобные нелегальные полигоны ликвидируют?

— Честно говоря, вызывает опасение то, что подобные свалки, даже в отсутствие необходимых разрешительных документов (в частности, согласований Росавиации) могут быть в ближайшее время легализованы и продолжать работу до 1 января 2023 года, в соответствии с приказом Минприроды России от 14.05.2019 №303.

— Что это за приказ такой?

— Он дает возможность легализовать несанкционированные свалки. Любой муниципалитет или хозяйственный собственник может оформить заявление о включении полигона, расположенного на его территории, в перечень объектов размещения ТБО.

Читайте также: «Эксперт предупредил о надвигающейся на столичные аэропорты «птичьей» опасности»