Веру в инопланетян и плохие приметы связали с уровнем жизни россиян

Между церковью и гадалкой

06.09.2019 в 17:38, просмотров: 8913

Недавно один знакомый из очень серьезной московской организации жаловался: мол, подчиненные без устали смотрят на работе YouTube. «А что именно смотрят?» — «Да мистику всякую — о переселении душ, путешествиях во времени, инопланетянах, ну и, конечно, о заговорах врагов России». Еще сотрудники серьезного учреждения уважают всякие чародейские сюжеты о том, как снять порчу, приворожить, восстановить карму, излечить больного без лекарств. В общем, о чудесах.

Приверженность мистике и вера в чудеса — отнюдь не местное, а общероссийское явление. Даже шире — общесоветское. Все жители бывшего СССР, разве что за исключением хладнокровных прибалтов, увлекаются чудодейственными рецептами и разгадыванием тайн с помощью самых нелепых теорий заговора. Впрочем, и жителям Балтии все это не чуждо, особенно литовцам, к которым христианство пришло лишь в конце XIV века, не сумев до сих пор вытеснить языческие традиции. Например, в некоторых церквях Литвы, как сообщало агентство Delfi, в канун Рождества перед алтарем пускают разгуливать живых овец — исходя из легенды, что ясли младенца-Христа окружали овцы, козы, ослы и прочая живность. В 2012 году тогдашний Папа Римский Бенедикт XVI разъяснил, что ничего подобного не было, и призвал католиков не привносить в религию языческие элементы.

Гадания, заговоры, сжигание соломенных чучел, поминальные застолья на могилах, установка деревянных скульптур святых на придорожных столбах и на деревьях в лесу (подобная импровизированная часовня посреди леса была мельком показана в культовом фильме о литовских «лесных братьях» «Никто не хотел умирать») — все это является пережитками язычества. Корни суеверий кроются в неблагополучной жизни: когда нет уверенности в завтрашнем дне (в том, что он вообще наступит), когда половина родившихся детей умирает в первые месяцы или годы жизни, а взрослые едва доживают до 40 лет, когда простые люди беззащитны перед гнетом и бесправием, а вдобавок темны и невежественны — на помощь зовут любые потусторонние силы без разбора, а к религии «на всякий случай» добавляют языческие ритуалы.

В нашей стране пиком массовой веры в колдунов, гадалок, ясновидящих, в паранормальные способности людей типа Кашпировского и Чумака были конец 80-х и 90-е годы. В стране развалилось все (в том числе медицина), большинство населения выживало (многие не выжили) в условиях жестоких лишений и беззакония, а кто-то цинично «варил бабло» на людском отчаянии. С тех пор жизнь на российских просторах стала гораздо больше походить на нормальную, но приверженность «шаманству» никуда не ушла: россияне продолжают оставаться суеверными язычниками, будучи при этом вполне образованными людьми, а часто еще и верующими. Священнослужители предупреждают своих прихожан: суеверия, гадания и заговоры — богопротивное дело, но не могут отвадить народ от стучания по дереву и плеванию через плечо, боязни 13-го числа и черных кошек, походов к гадалкам и ведуньям.

В последнее время модным трендом в России стало язычество как религия — если это можно назвать религией. Женщины в расшитых сарафанах и венках, мужчины в подвязанных шнуром рубахах водят хороводы вокруг костров, обнимают деревья, встречают в лесу восход солнца и возносят молитвы Перуну, Дажьбогу, Стрибогу и прочим персонажам из древнеславянского языческого пантеона. Наряду с языческими богами отдают дань почтения мифологическим фигурам, привязанным к праздникам, — типа Купалы, Ярилы, Коляды...

Бывает, что те же самые люди после языческих обрядов идут в церковь, там молятся Спасителю и Богородице, ставят свечки, исповедуются и причащаются. Я слышал от священнослужителей, что порой такие прихожане не упоминают во время исповеди о своих языческих делах, поскольку не считают их грехом.

По словам одного сельского священника, как-то раз прихожанка попросила его: «Батюшка, помоги отвадить мужа от разлучницы, дай мне какой-нибудь чудодейственный заговор против нее, бесстыжей». Она с недоверием и огорчением восприняла порицание пастыря, сказавшего, что вместо «волшебных» заговоров надо читать обычные молитвы или своими словами просить Бога о прощении и помощи.

Западных людей удивляют наши «тьфу-тьфу-тьфу» через левое плечо, предупреждения не вытирать стол бумагой и не ставить на него сумку, не свистеть в помещении, не наступать на порог, не зашивать на себе одежду и прочее. Но справедливости ради надо сказать, что у них это все тоже было и до некоторой степени (меньшей, чем у нас) осталось до сих пор. Американцы, к примеру, нередко говорят: «Будем держать пальцы скрещенными» — чтобы не сглазить. От сглаза и у американцев, и у европейцев есть, как у нас, «проверенный» рецепт: стучание по дереву. В качестве аналога «ни пуха, ни пера» в Америке говорят: «Сломай ногу» (пожелание «от противного», пришедшее из артистической среды, — так говорили за кулисами выходящему на сцену).

Но в целом, конечно, в развитых странах гораздо меньше увлекаются и суевериями, и чудодейственными средствами исцеления. Можно с достаточной уверенностью сказать: вера в чудеса и приметы — не от хорошей жизни. Чем неблагополучнее нация, тем больше она подвержена «шаманству». В Папуа — Новой Гвинее «шаманят» больше, чем в России, а в России — больше, чем в Швейцарии. В США живущие там в большом количестве латиноамериканцы уделяют суевериям куда больше внимания, чем «обычные» американцы. Однажды я видел, как женщина-кубинка объясняла своей «просто американской» соседке, что обувь, войдя в квартиру, надо ставить носками в сторону комнаты, а не двери — иначе вынесут через дверь вперед ногами. Та подумала, что это шутка...

Правда, теорию зависимости суеверности от благосостояния опровергают наши эмигранты, живущие на Западе: очень большая их часть сохраняет приверженность «шаманству», невзирая на благополучную среду обитания и более высокий, чем на родине, уровень жизни. В Америку много лет подряд ездил на «чес», как говорят артисты, «верховный шаман Сибири», которого с нетерпением ждали обитатели нью-йоркского Брайтон-Бич и прочих русскоязычных анклавов в Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами и других городах. Наведываются в Новый Свет и другие российские гости, «имеющие доступ к вселенскому разуму».

Наши — в том числе живущие за рубежом — опровергают и другую общепринятую истину: считается, что образованные люди менее подвержены суевериям, чем необразованные. В США, например, невежественные обитатели глубинки верят в абсурдные теории заговора, боятся делать прививки и любят Трампа. Но все то же можно сказать и о многих наших —живущих не только на Брайтон-Бич, но и в Москве или Питере. Как у них совмещается просвещенность с мракобесием — одному Богу ведомо.

Помню, один знакомый эмигрант привез в США из России экстрасенса, якобы исцелявшего больных своим биополем, и попытался вывести его в американский, так сказать, мейнстрим, чтобы не ограничиваться русскоязычной общиной и получше заработать. Из этого ничего не получилось — кроме наших, никто этими чудесами не заинтересовался. Образованные американцы верят в рейтинги врачей и больниц, в действенность фармацевтических препаратов и хирургических операций, но не в лечение биополем и чудодейственные заговоры.

В другой раз этот знакомый пытался торговать в Америке заговорами, записанными на звуковой диск человеком, «обладающим паранормальными целительскими способностями». Некоторое количество желающих «полечиться» нашлось среди наших — дальше этого дело не пошло.

Не хочу проводить каких-либо связей и высказывать каких-либо предположений, но позже у этого знакомого заболела жена — у нее была диагностирована серьезная онкология, и американская медицина не смогла с ходу ей помочь. Возможно, помогла бы чуть позже, но он уговорил супругу переключиться с обычной медицины на «шаманство»: вскоре она умерла. Через два года он последовал за ней.

Суеверия — опасная штука, хоть с религиозной, хоть с атеистической точки зрения. Да, они не от хорошей жизни, но для улучшения жизни, право же, в просвещенном XXI веке есть другие средства.

Читайте также: «Коррупция власти нужна, чтобы чиновники были замараны в ней»