Альтернативы ЕГЭ никто не предложил

Единые госэкзамены хотели переназвать, чтобы избавить от негатива

10.09.2019 в 19:41, просмотров: 17542

Россияне по-прежнему не прочь от ЕГЭ отказаться, но альтернативы не предложили. Таковы итоги онлайн-опроса «Как вы относитесь к ЕГЭ», проведенного Общественной палатой по завершении выпускной кампании 2019 года.

Альтернативы ЕГЭ никто не предложил

Нынешний опрос населения на предмет его отношения к ЕГЭ - 11-й по счету. За десятилетие, прошедшее со времен первого, много чего изменилось как в самом ЕГЭ, так и в его организации. Однако россияне, как показал свежий опрос, в большинстве своем как не жаловали, так и не жалуют этот вид итоговых испытаний.

Так, более 59% убеждены, что «ЕГЭ не дает объективной оценки знаний», а 44% - что он и вовсе «проводит к снижению качества образования». Правда, при этом более 54% опрошенных отметили «справедливость ЕГЭ при проверке знаний», «обеспечение с его помощью равенства при поступлении в вузы», а также «значение в борьбе с коррупцией при зачислении в вузы». Однако за сохранение ЕГЭ в то же время выступил лишь каждый пятый (21,13%).

Впрочем, чем заменить неугодное итоговое испытание, россияне толком не знают. Кто-то предлагает установить «централизованные выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены отдельно в каждом вузе». Кто-то — централизовать и выпускные, и вступительные. Кто-то хочет «отдельных для каждой школы выпускных экзаменов и централизованных вступительных экзаменов, принимаемых всеми вузами». Таким образом в сумме сторонников разделения выпускных и вступительных экзаменов набегает подавляющее большинство - 70,3%.

Высказана и такая идея — экзамены отменить совсем, а в вузы набирать по портфолио. Но это уж вовсе из области фантастики.

Примечательно, что ни для Рособрнадзора, ни для Федерального института педагогических измерений результаты опроса об отношении россиян к их детищу — ЕГЭ – не стали неожиданностью.

- Демонизация ЕГЭ, идущая, кстати, при поддержке СМИ, воздействует на общество и сплошь и рядом затемняет для него суть перемен, произошедших с системой единых государственных экзаменов за последние годы,- разъяснила «МК» директор ФИПИ Оксана Решетникова.- Взять хотя бы идею развести выпускные и вступительные экзамены. Осуществись она, и цепочка единых требований к знаниям школы и вузов разорвется, и школы лишатся мотивации готовить детей в нужном русле. То же и с заменой экзаменов на портфолио. Как тогда сравнивать между собой разные достижения выпускников и выбирать достойнейших?

- Спросите людей, нравится ли им ходить к зубному врачу или платить налоги! И результаты такого опроса нетрудно предсказать,- добавил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев.- Понятно, что процедуры эти не очень приятные! Но ведь без них нельзя! Так и тут. При этом уверяю: если к вопросу о возможной альтернативе ЕГЭ добавить, что одновременно с возвращением к прежней системе вступительных и выпускных экзаменов вернуть и единственную попытку поступления в вуз в текущем году, то результаты опроса будут совсем другими!

Есть и другой важный момент, подчеркнул он «МК». Это - огромная сила инерции едва ли не всенародной ненависти к ЕГЭ первоначального этапа:

- Сама эта аббревиатура, этот бренд впитал в себя столько негатива, что шесть лет назад мы всерьез обсуждали, не сменить ли название ЕГЭ, чтобы у людей появилось чувство, что что-то меняется к лучшему. Но мы не пошли этим легким путем: гораздо важнее работать над улучшением ситуации!