Сравнительно малое распространение транспорта, работающего на метане в России, тем более удивительно еще и потому, что розничная цена газового топлива в разы ниже, чем у традиционного жидкого. До сих пор количество авто в России, потребляющих природный газ в качестве топлива, исчисляется всего лишь сотнями тысяч на фоне более чем 50-миллионного автопарка страны.
Характерно, что львиная доля «метановых» транспортных средств относится к категории коммерческого транспорта. В этой области одним из ведущих отечественных автопроизводителей является «Группа ГАЗ». Осознавая преимущества долговременного развития сегмента газомоторного топлива для всех видов автотранспорта, компания еще в 2005 году, первой в стране, приступила к производству газовых автобусов, а с 2013 года – легких коммерческих автомобилей с двигателями, работающими на КПГ (компримированном природном газе).
На данный момент модельный ряд такого рода техники нижегородского автопроизводителя включает автобусы всех классов и назначений, легкие коммерческие, грузовые автомобили и специальную технику, созданную на их базе. Все машины оснащаются отечественными газовыми двигателями нового поколения, изготавливаемых на Ярославском и Ульяновском моторных заводах.
– Развитие газомоторной тематики делится на две части. Одна часть – это развитие газового транспорта, вторая – развитие газозаправочной инфраструктуры, – считает Сергей Арзуманов, исполнительный вице-президент «Группы ГАЗ» по газомоторной стратегии и развитию. – У нас уже почти вся линейка техники имеет CNG-версию – машин на КПГ. Мы сейчас также ведем разработку моделей со сжиженным природным газом (СПГ).
И, конечно, мы не могли остаться в стороне от развития газозаправочной инфраструктуры. Вместе с партнером – компанией «РМ-КПГ» – мы производим на своей нижегородской площадке газозаправочное оборудование: это и автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) в контейнерном исполнении, и газораспределительные колонки. Работа идет с учетом лучших мировых компетенций и практик.
Минимальное, на данный момент, использование экономических возможностей газового топлива для транспортной отрасли, при наличии внушительных запасов природного газа на территории нашей страны, имеет своеобразные исторические корни. Так, машин, работающих на природном газу, в нашей стране мало из-за небольшого количества газовых заправочных станций. А заправочных станций, АГНКС, в России немного потому, что на метан в качестве моторного топлива относительно невелик спрос – «газовый» автопарк страны довольно мал. В прошлом году Президент Владимир Путин назвал газомоторное топливо приоритетом для развития автотранспорта в нашей стране. В связи с этим есть надежда, что увеличение числа газовых АЗС и существующие госпрограммы перевода транспорта на этот вид топлива дадут со временем свои плоды.
Так, в русле этого процесса 25 сентября делегация ПАО «Газпром» во главе с председателем совета директоров компании Виктором Зубковым побывала на Горьковском автозаводе. Представители газового гиганта ознакомились с современной и перспективной линейкой газомоторной техники производства «Группы ГАЗ» и осмотрели площадку по выпуску оборудования автомобильных газонаполнительных компрессорных станций производства компании-партнера нижегородского автозавода – компании «РМ КПГ». Руководство «Газпрома» прибыло в Нижний Новгород в связи с совещанием по поводу расширения использования метана как моторного топлива в транспортных средствах автопарка газодобывающей компании.
– Газомоторное топливо – это самый экономичный вид топлива. Для нашей страны, которая является крупнейшим производителем и обладает огромным национальным богатством в виде газа, это наиболее оптимальный вариант для владельцев коммерческой техники. Высокий экономический эффект от применения газового топлива мы видим и на собственном опыте, построив газовую заправку на территории Горьковского автозавода и переведя технологический парк предприятия на газомоторное топливо. В рамках экономики всей страны применение газомоторного транспорта позволяет повышать эффективность логистики и улучшать экологическую обстановку, – считает Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ».
Фото: Михаил Сорокин