Скандал с могилой Федора Черенкова: деньги присвоили, памятник не поставили

Дочь великого футболиста засудила скульптора, но мемориала по-прежнему нет

Совсем недавно, летом, все, кто любит московский «Спартак», отмечали 60-летие своего кумира — обожаемого всеми Федора Черенкова. Самого народного футболиста страны, несправедливо рано ушедшего из жизни. И раз уж на Руси принято поминать дорогих сердцу людей на их могилах, было бы логично прийти к последнему пристанищу футболиста и выпить рюмку за упокой. Только вот тех, кто летним днем отправился на Троекуровское кладбище, ждало разочарование — сродни тому, какое испытывают фанаты от выступлений «Спартака» в последнее время. Почему на могиле гения футбола до сих пор нет мало-мальски достойного памятника, выяснил «МК».

Дочь великого футболиста засудила скульптора, но мемориала по-прежнему нет

...Июнь 2019 года. Тушинский суд столицы. Здесь рассматривается иск Анастасии Федоровны Черенковой к Владимиру Николаевичу Матюхину. Оба — люди достойные. Анастасия — дочь прославленного спортсмена, Владимир Николаевич — маститый скульптор, создатель множества памятников героям страны, летчикам, сотрудникам МВД. Одно из самых известных его произведений — памятник знаменитому актеру Александру Абдулову на Ваганьковском кладбище. Именно эта работа Матюхина во многом повлияла на выбор семьи Федора Черенкова: такой мастер не подведет. Сам Владимир Николаевич охотно откликнулся на просьбу Виталия — младшего брата великого спортсмена. И в интервью как-то признавался, что полюбил футбол во многом благодаря блестящей игре самого Черенкова.

Фанаты «Спартака» объявили сбор средств. В июле 18-го болельщикам рассказали, как будет выглядеть гранитный памятник — в состав композиции войдут гора Голгофа, мяч, футболка, бутсы. На заднем плане, за могилой, посадят три березы. Открытие мемориала запланировали аккурат к юбилею Федора Федоровича. Но сегодня о грандиозных планах напоминает только одна чахлая березка. Никакого памятника нет и в помине.

— Договор на изготовление и установку композиции между мной и Анастасией Черенковой был заключен 22 апреля прошлого года, — объясняет Матюхин. — Но наши переговоры с братом Федора начались задолго до этого. Можно сказать, что эскизы я рисовал в течение трех (!) лет. Вы представляете, какая это работа?!

Действительно, нельзя сказать, что скульптор сидел сложа руки. Получив аванс в размере 1 миллиона 50 тысяч рублей, он занялся облагораживанием территории вокруг могилы. Были высажены те самые березы. Однако на этом дело застопорилось. А потом и деревья зачахли.

— Наверное, отчасти я в этом виноват. Нужно было их регулярно поливать, но мне как-то не пришло в голову заниматься этим лично. Кроме того, насколько я знаю, к березам крайне негативно относились родственники известного легкоатлета-дискобола, похороненного рядом с Черенковым. А в итоге я обнаружил, что под корни деревьев кто-то насыпал соль. Такой вот вандализм… Конечно, они не выжили.

Но, в конце концов, одними березами сыт не будешь. Согласно договору (цитируем по решению суда), к 29 июля Матюхин должен был представить полномасштабную модель произведения искусства. Это и элементы памятника, и Голгофа, и сам бюст… Здесь-то, как поясняет творец, и кроется суть конфликта.

— К сожалению, Анастасия Федоровна не поняла разницу между моделью бюста и макетом памятника. Именно макет памятника, а не модель бюста я должен был представить к установленной дате. Естественно, мой ответ не устроил клиента. После этого диалоги начали вестись в такой форме, что я предпочел вообще прекратить работу над этим заказом.

В футболе, если одна команда уходит с поля, не доиграв матч, ей засчитывают поражение и штрафуют на три очка. С исполнителя, бросившего заказ, в таком случае логично взыскать аванс. Только вот деньги скульптор так и не вернул. Правда, показания участников конфликта расходятся: брат футболиста заявил «МК», что они неоднократно пытались убедить творца расплатиться по договору. Сам Владимир Николаевич утверждает — с ним эту тему никто не обсуждал. И просит не забывать про сделанные эскизы, посаженные березы и другие — немалые, надо полагать — расходы.

«Матч» Черенкова-Матюхин в суде закончился безоговорочной победой дочери футболиста. Скульптору придется вернуть аванс, неустойку (250 тысяч рублей), выплатить штраф (650 тысяч). Правда, вот что странно — мастер утверждает, что никаких повесток на заседание он не получал. То есть фактически ему опять присудили техническое поражение — за неявку. Но раскошелиться за невыполненную работу ответчику все равно придется.

Увы, результат этих разборок весьма огорчителен для поклонников «Спартака». Могила по-прежнему выглядит неухоженной, мемориала нет и в помине. Федор Черенков при жизни был образцом скромности. Он-то уж точно пришел бы в ужас от этих «плясок на костях». И именно в память о его скромности в сочетании с феноменальным талантом стоило бы наконец не самому бедному клубу страны потратиться на памятник. Пусть без Голгофы и березок, но такой, который будет радовать и фанатов, и родственников Федора Федоровича. Впрочем, надежда на это все же есть.

— Мы нашли нового скульптора, — сказал «МК» Виталий Черенков. — Подготовительные работы на кладбище уже начались. Так что уверен: памятник обязательно будет.

Монумент Федору Черенкову пропал в судебных дрязгах: фото заброшенной могилы

Монумент Федору Черенкову пропал в судебных дрязгах: фото заброшенной могилы

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28086 от 27 сентября 2019

Заголовок в газете: У болельщиков «Спартака» украли память

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру