Иранских женщин пустили на футбол: мужчины разгромили Камбоджу

«Ханум на стадионе — это 14:0 в нашу пользу!»

10 октября 2019 года, впервые за 40 лет, иранским болельщицам дозволили официально явиться на отборочный матч Чемпионата мира по футболу-2022 с Камбоджей. Для них даже на тегеранском стадионе «Азади» обустроили отдельную женскую трибуну. В итоге иранские футболисты одержали убедительную победу над противником, а иранские болельщицы — над косностью общества, которое 4 десятилетия не разрешало им публично болеть. Зато теперь в народе говорят, что «ханум на трибуне - это к 14:0 в пользу Ирана!»

«Ханум на стадионе — это 14:0 в нашу пользу!»

«Ханум» - уважительное обращение к женщине на фарси. А уважение к ней по-персидски вот уже 40 лет подразумевает, что такому нежному созданию не место на стадионе, где одни мужчины бегают по полю в трусах, а другие возбужденно их подбадривают. Чего только не придумывали иранские болельщицы, чтобы пробраться на футбольные матчи, даже переодевались мужчинами и приклеивали бороды! А в этот раз им безо всяких ухищрений отвели несколько тысяч мест на главном стадионе иранской столицы «Азади».

Звоним в Тегеран, чтобы узнать, ликуют ли иранские болельщицы?

- Да, это большая победа для нас, и над Камбоджей, и над устаревшими правилами! - радуется моя тегеранская собеседница, ей 50. - Сейчас говорят, что посещение футбольных матчей женщинами запрещено у нас с 1981 года, но это не совсем так. Я хоть и была ребенком, но помню, что женщины перестали ходить на матчи сразу же после победы исламской революции, в 1979-м году. Это было очень болезненно, ведь иранки всегда были помешаны на футболе. И вот ровно 40 лет спустя лед тронулся. И пусть нас отсадили на отдельную трибуну и отгородили железным забором и целой секцией пустующих мест, зато можно было увидеть матч прямо на стадионе! До этого, чтобы посмотреть футбол, мы с подругами собирались у кого-нибудь дома или в торговом центре.

- А как действовал запрет? Женщинам не продавали билеты? Или просто не пускали на стадион?

- Никакого формального закона и не было. Просто аятолла Хомейни, тогдашний духовный лидер, сказал, что с точки зрения исламской морали, женщина на стадионе — это неправильно, плохо. Ну и никто не хотел его огорчать, люди верили ему.

- А что же потом изменилось? Ведь ваши девушки чего только не придумывали — даже бороды приклеивали!

- Это уже молодое поколение, которое не понимает, что «аморального» может быть в спорте! Ведь ханум нельзя не только на футбол, но и на баскетбол, на волейбол. А мы все очень любим спорт. Я, например, занимаюсь бадминтоном. Но у нас чисто женская секция, когда мы тренируемся, мужчин на территорию спорткомплекса не пускают. Мы после победы исламской революции долго никуда не выезжали, а теперь наша молодежь путешествует, видит мир. Некоторые мои знакомые девушки даже побывали на мундиале-2018 в России. Конечно, после этого им обидно, что на родине их не пускают болеть. При том, что мы все очень любим нашу родину. Кстати, тогда в 2018 тоже было исключение: женщинам разрешили смотреть видеотрансляцию матча нашей сборной прямо на стадионе, где собралось огромное количество народу, стадион «Азади» вмещает около 80 тысяч человек, а он был почти полный! Надеюсь, эти исключения начинают становиться правилами.

- А почему же тогда в сентябре ваша болельщица покончила с собой, раз послабления уже начались?

Саар Ходайяри, болельщица команды Эстегляль», это как раз она переодевалась мужчиной, за что ее посадили на 3 месяца. В начале сентября отпустили до следующего суда, но все равно ей грозило полгода тюрьмы. Ну и она стала позором для всей своей родни, хотя это глупо.

***

Напомним, что 29-летняя Саар Ходайяри подожгла себя перед зданием тегеранской прокуратуры в знак протеста против запрета женщинам посещать футбольные матчи. Через неделю, 9 сентября, девушка умерла от ожогов в больнице, успев взбудоражить весь футбольный мир.

«Наша сестра Саар Ходайяри умерла ради прав, которые мы воспринимаем как само собой разумеющееся», - написала тогда в соцсетях иранская журналистка Масих Алинеджад.

Ведущие футбольные клубы мира, включая «Рома», «Барселону» и «Манчестер Юнайтед», выразили в соцсетях соболезнования и возмущение запретами, которые привели к столь страшной трагедии.

Иранские футболисты, включая экс-капитана национальной сборной, призвали бойкотировать матчи до тех пор, пока запрет на посещение стадионов для женщин не будет снят. Андраник Теймурян, футболист клуба «Эстегляль, за который болела Саар, предложил назвать в честь погибшей стадион. Тегеранский футбольный клуб «Персеполис» в память о Ходайяри-ханум объявил минуту молчания.

Глава ФИФА Джанни Инфантино написал письмо главе Федерации футбола Ирана Мехди Таджу с просьбой допустить иранских женщин на отборочные матчи ЧМ-2022 и получил положительный ответ.

Правда, ревнители религиозной морали тут же обвинили власти Ирана в «капитуляции перед давлением со стороны Запада», инициировав в иранской столице марши протеста. В первых числах октября, за несколько дней до матча Иран-Камбоджа, по Тегерану прошла демонстрация мужчин, скандирующих: «Футбол — только для мужчин».

Тем не менее, сегодняшний матч посетило несколько тысяч иранок. Власти пока не уточнили, допустили ли своих ханум только на матч с Камбоджей или дамы смогут увидеть и другие игры отборочного турнира ЧМ-2022, в рамках которого сборная Ирана сыграет с Ираком, Бахрейном, Камбоджей и Гонконгом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру